формирование культурно-гигиенических навыков
материал (младшая группа)
В данной статье показан примерный практикум по воспитанию культурно-гигиенических навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
культурно-гигиенические навыки | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!» Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – взрослые стремятся сделать все за ребенка. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. «Ну что за неряха!»- восклицает родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. Взрослый причиняет ему большой вред, лишая его самостоятельности, приучая надеяться на других. Уже к 3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности, появляется устойчивое желание самоутвердится. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности.
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобным проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резинок для волос), постоянное и удобное место для полотенца. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Педагоги : Мы проводим анкетирование родителей с целью узнать, какими навыками обладает ребенок в большей или меньшей степени, зная все плюсы и минусы, мы пытаемся вместе решить все проблемы в сферы воспитания КГН. Благодаря этому адаптация ребенка проходит более гладко.
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания детей».
Критерии самообслуживания: Самостоятельно/ С помощью взрослого
Следит за собой (опрятность)
Старается быть аккуратным в быту
Может кушать самостоятельно
Может пользоваться носовым платком
Может раздеваться
Может одеваться
Складывает свои вещи
Может убрать за собой игрушки
Моет и вытирает руки
Ходит в туалет
Просит ли помощи, если что-то не получается?
Сейчас мы познакомим вас с приемами и методами, которые используем в группе. Мы создаем условия для формирования культурно-гигиенических навыков. Оборудование для обучения детей трудовым навыкам хранятся в специально отведенных для этого местах, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Началу работы по формированию данных навыков предшествуют сюжетно-ролевые игры. Сначала воспитатель обучает детей игре, а потом закрепляет навыки в режимных моментах. Например: игры с куклами: «Строим кукле комнату», «Угостим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку», «Накормим куклу обедом», «Постираем кукле платье» и т. д. Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать участие в труде. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием: «Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик». Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие последовательных операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. Здесь ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. А чтобы игры были интересные, применяем много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.
Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребенка, следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть преувеличенной. Она должна быть заслуженной.
Желая воспитывать у детей аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
В заключение цитата семинара: «Лучшее, что мы можем сделать для ребенка – научить его обходиться без нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Игры, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания
В презентации представлены игры с детьми раннего возраста. Рекомендуется воспитателям и родителям....
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.
Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...
Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...