Изучаем природные явления с дошкольниками
консультация
Изучаем природные явления с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_prirodnye_yavleniya_s_doshkolnikami.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: лето сменяет весну, жара приходит на смену холодов. Для маленьких детей все это не так очевидно. В их понимании все это таинственно и непонятно. Но ведь без изучения явлений природы невозможно изучать окружающий мир, а именно это постоянно и делает ребенок. Чем могут быть интересны природные явления для детей? Что и как им об этом рассказывать?
Понятно, что «с бухты барахты» вываливать на голову ребенка кучу научной информации как минимум, нецелесообразно. Потому как безрезультатно. Внимание дошкольников – непроизвольное. Они усваивают только ту информацию, которая их чем-то привлекла, как-то обратила на себя внимание. Поэтому любые знания им нужно давать ненавязчиво, незаметно для них самих, легко и играя. Лучше всего делать это в подходящей ситуации. Какой? Например: Мама гуляет с ребенком в парке или на площадке. Можно ежедневно наблюдать за тем, что изменяется в природе: стало пасмурно, пошел снег, выглянуло солнце, капает дождь, полетели листья с деревьев, и т.д. Заодно потренируем и память ребенка. Во время чтения сказки или стихотворения встречается упоминание того или иного явления (или оно изображено на картинке в этой книжке). Мама обращает внимание ребенка на этот момент и объясняет, что это за явление, когда оно бывает, как возникает. Если во время просмотра кино или мультика в сюжете встречается природное явление. Тактика такая же. Часто бывает, что маленький почемучка сам интересуется чем-либо. Причем в дошкольном возрасте наиболее частый вопрос, действительно, — почему. Почему стало темно? Почему листья обсыпались? Почему зимой нет луж? Задача взрослых – объяснить не только почему это происходит, но и как, для чего нужно, когда возникает.
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Конечно, природных явлений много: восход и закат, смена дня ночью, роса, радуга, ветер, дождь, град, снег, метель, иней, туман, молния, мороз, жара…Природные явления для детей будут интересны только тогда, когда рассказ о них будет понятным. То есть строиться на уже имеющихся у него знаниях, излагаться понятным языком. Так, для крохи 2–3 лет вполне достаточно того, что солнышко на ночь ушло спать, а дождик – это небо расстроилось и плачет. Но для ребенка старшей группы детского сада изложение темы должно быть правдивым, отражающим реальность.
Важно акцентировать внимание дошкольника на том, что некоторые явления бывают только в определенное время года. Например, закат, восход, дождь, ветер, туман бывают хоть весной, хоть летом, хоть осенью. Но! Снег, метель, мороз, иней, вьюга – только зимой, жара – только летом, листопад – только осенью, капель и половодье – только весной. Такие явления называются сезонными. Также эффективно включается внимание ребенка, когда взрослые, объяснив ему какое-то явление, просят обобщить знания: рассказать, какие еще природные явления он знает. Какие из них бывают только летом? Только зимой? Весной тает снег. А что еще происходит?
Вот пара примеров того, как рассказывать детям о природных явлениях: Почему дует ветер? Ветер – это движение воздуха. Он получается, когда сталкиваются две части воздуха (они называются воздушными областями) с разным давлением. Давление – это сила, с которой одна воздушная область толкает другую. Давление зависит от температуры воздуха каждой области. Чем холоднее воздух, тем плотнее частички, из которых он состоит, в таком воздухе их содержится больше. Поэтому более холодный воздух всегда сильнее. Он гонит от себя теплый. Так получается ветер. Чем больше разница температур двух воздушных областей, тем сильнее будет ветер. Он может быть легким, ласковым, а может быть ураганом, который срывает крыши с домов, вырывает с корнями и ломает деревья. А ты знаешь, для чего нужен ветер? Он разносит на большие расстояния семена растений, а также перемещает по небу облака, которые приносят на землю дождь. От температуры и силы ветра зависит погода в каждом городе и стране. Почему идет дождь? Давай сначала разберем, что такое дождь. Высоко в воздухе (мы говорим — в небе) есть облака. Это скопились маленькие капельки воды. Как они туда попадают? Когда их сильно нагревает солнце, они становятся паром, который легче воздуха, поэтому он поднимается с земли вверх. Высоко в небе всегда холоднее, чем внизу, поэтому капелькам становится холодно. От этого они снова превращаются в воду и собираются вместе. Так получаются облака. Когда капелек становится столько, что им трудно удерживать друг друга на высоте, они падают на землю. Тогда идет дождь. Дождь – это вода, которая нужна, чтобы ее пили животные, чтобы росли деревья и цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию тема: « Ознакомление дошкольников с природными явлениями и природой в осенний период».
Проект по позновательной деятельности для возраста детей пяти лет...
Воспитание у старших дошкольников осознанного и действенного отношения к природным явлениям и объектам
Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей углубленно изучить и...
Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье» Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...
Методические материалы "Ознакомление младших дошкольников с природными явлениями в весенний период"
Несмотря на то, что весна – самое короткое время года, в этот период предоставляются широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы....
Средства и приемы развития познавательных и речевых умений (навыков) дошкольников 4-5 лет при знакомстве и познании объектов природы и природных явлений с учетом основных положений ФГОС ДО.
Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды.Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души), от непосредственного созерцания и общения с объектами...
Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....
Консультация для воспитателей "Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями у дошкольников всех возрастных групп"
Среди разнообразной деятельности детей на прогулке особое место занимает трудовая деятельность. Трудовые умения и навыки у детей очень хорошо совершенствовать в процессе ознакомления с природными явле...