Воспитание у старших дошкольников осознанного и действенного отношения к природным явлениям и объектам
консультация по окружающему миру по теме
Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей углубленно изучить и обобщить опыт экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное. Формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. Воспитание действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей углубленно изучить и обобщить опыт экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное. Формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. Воспитание действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам...» ( из программы ....С.Н. Николаева).
Система экологического воспитания дошкольников:
1. Создание условий для экологического воспитания детей.
2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
3. Формирование системы знаний о природе.
4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5. Элементарная поисковая деятельность детей.
6. Кружковая работа.
7. Совместная работа с родителями.
«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает - наука о Доме-Родине. Такое толкование слова, с моей точки зрения, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников.
Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе.
Условия, необходимые для экологического воспитания
1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и экологического кабинета.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон - (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.
4. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Цель экологического воспитания:
· формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи экологического воспитания:
· формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
· воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
· воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
· средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:
· видеть и понимать связи между явлениями;
· эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
· практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов
Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. В основу экологических игр, проводимых с детьми, положены игры Джозефа Бхарата Корнелла.
Экологические игры
Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Настольная экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки».
Дидактическая задача:
· развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку;
· развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы.
Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев: (сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц: (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия.
Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев в птице, названной воспитателем. Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.
Ход игры. Первый вариант.
Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел.
- Где живет дятел?
Дети: - в лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол.
Воспитатель:
- что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.
Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.
Воспитатель:
- чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.
Дети находят кубики с изображением червячков, хвойных шишек и ставят их
над деревьями, объясняя, почему они так сделали.
Воспитатель:
- а где мы поставим кубик с картинкой дятла?
Дети:
- над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.
Ход игры. Второй вариант.
Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду.
Воспитатель:
- правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?
Дети:
- без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.
Игра «Угадай, какой ты зверь?»
Дидактическая задача:
- закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспособленности животных к окружающей среде;
- учить классифицировать животных.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков различных
Экологическая тропа
Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми. Главное в такой прогулке:
1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов.
2. Разносторонние знания воспитателя, о растениях, насекомых, деревьях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.
3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбранным объектом.
4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.
5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.
Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы проводится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.
С целью подготовки детей к восприятию воспитатель проводит предварительную беседу, в ходе которой договаривается с детьми о совместной подготовке к каждому занятию.
Составной частью экологического воспитания являются дежурства детей (по 2 дня) в уголке природы, так как каждый ребенок за время дежурств проделывает массу операций, незаметно формируются не только навыки ухода за животными, растениями, но и воспитывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Не менее важна положительная оценка любых усилий каждого ребенка, что способствует более быстрой выработке воспитываемых навыков.
Элементарная поисковая деятельность детей.
Цель элементарной поисковой деятельности:
1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.
2. Активизировать умственные способности.
3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.
4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.
5. Способ решения познавательных задач.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов.
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?).
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет).
3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
Примеры.
Почему нельзя есть снег? Убеждает только опыт - растопить снег и посмотреть, какая осталась вода.
Как подготовить землю для посадки. Нужно ли ее вскапывать?
Два горшочка с луковицами поместить в разные условия (на подоконнике и в шкафу), но обеспечить одинаковый уход.
Две грядки с любой культурой, одна из которых пропалывается, а другая - нет. Через 3 - 4 дня наблюдений дети делают вывод, объясняя его.
Как и на занятиях экологической тропы целесообразно завершать опыты рисованием, лепкой, рассказами и сказками, сочиненными детьми.
Кружковая работа
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.
Задача кружка: развивать эстетические чувства, учить детей составлению композиций, развивать мелкие мышцы кистей рук, создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.
Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный материал: поделки из кореньев, шишек, сучков; оранжировка букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов - флористика в доступной для детей форме
Работа с родителями
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. В моей работе мне удаётся сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники. Для родителей проводятся консультации:
· пусть научатся любить живую природу;
· из камушек и ракушек;
· трава у дома;
· куда пойти в выходной день летом с ребенком;
· лицом к природе: белка; кто нас слышит;
· обыкновенная корова;
· ребенок и животные;
· поделки из природного материала.
Результатом работы по экологическому воспитанию детей является не только овладение определенными знаниями, но и развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по воспитанию у старших дошкольников гуманных чувств и отношений
В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте...
Консультация «Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством выполнения мудр — йога пальцев рук».
Знакомство детей с мудрой – одно из направлений работы в области оздоровления детей....
Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий
Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий...
природные явления и объекты
окружающий мир...
природные явления и объекты
демонстрационный материал...
природные явления и объекты
картинки...