Статья "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
В дошкольном детстве соблюдение права ребѐнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учѐных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребѐнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста - это:
Ø профилактическая работа;
Ø обеспечение психологической безопасности личности ребѐнка;
Ø оздоровительная направленность образовательного процесса;
Ø социально - педагогическая и психологическая поддержка детей и их семей.
Профилактическая работа включает: закаливание, сон, диетическое питание; тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни. Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребѐнка во время образовательных занятий.
Для родителей проводятся специальные консультации, в родительский уголок помещена соответствующая информация (папки-передвижки, информационные буклеты и т.д.) Ребѐнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности. Психика ребѐнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.
В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. Игры- драматизации очень полезны. Театр - всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательными сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. В игре-драматизации вырабатывается правильное и чѐткое произношение звуков, снижает закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребѐнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели магнитофон с гнездом для цифровых носителей (скачиваем из интернета музыку для детей, песни из детских кино и мультфильмов, плясовые мелодии, колыбельные, марши и русские народные сказки).
Необходимость поиска заработка для современных родителей, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у членов семьи приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплѐскивают на детей, при этом в вину ребѐнка ставят как внешние проблемы, так и домашние. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Таким образом, работа воспитателя целиком и полностью направлена на то, чтобы дети, впервые переступившие порог детского сада, чувствовали себя уверенно и испытывали только положительные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 986.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ №69
Автор: Саблина Юлия Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
Профилактика психоэмоционального
напряжения у детей раннего возраста.
Выполнила воспитатель:
Саблина Юлия Александровна
Санкт-Петербург, 2020г.
В дошкольном детстве соблюдение права ребѐнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учѐных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребѐнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста - это:
- профилактическая работа;
- обеспечение психологической безопасности личности ребѐнка;
- оздоровительная направленность образовательного процесса;
- социально - педагогическая и психологическая поддержка детей и их семей.
Профилактическая работа включает: закаливание, сон, диетическое питание; тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни. Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребѐнка во время образовательных занятий.
Для родителей проводятся специальные консультации, в родительский уголок помещена соответствующая информация (папки-передвижки, информационные буклеты и т.д.) Ребѐнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности. Психика ребѐнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.
В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. Игры- драматизации очень полезны. Театр - всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательными сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. В игре-драматизации вырабатывается правильное и чѐткое произношение звуков, снижает закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребѐнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели магнитофон с гнездом для цифровых носителей (скачиваем из интернета музыку для детей, песни из детских кино и мультфильмов, плясовые мелодии, колыбельные, марши и русские народные сказки).
Необходимость поиска заработка для современных родителей, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у членов семьи приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплѐскивают на детей, при этом в вину ребѐнка ставят как внешние проблемы, так и домашние. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Таким образом, работа воспитателя целиком и полностью направлена на то, чтобы дети, впервые переступившие порог детского сада, чувствовали себя уверенно и испытывали только положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...
профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...
Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста...
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и д...
Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дет...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.
Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...