8 интересных страниц об эмоциональном благополучии детей
статья

Данная консультация предназначена для небезразличных родителей,готовых к усовершенствованию системы воспитания в области эмоцинального развития детей.Раскрывается вопрос о том,как родители могут максимально способствовать эмоциональному благополучию своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_mira_detey.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

8 ИНТЕРЕСНЫХ СТРАНИЦ  О ТОМ, КАК ВОСПИТАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА.

Эмоциональное развитие ребенка — одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, часто родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу, рассматривая эмоциональные проявления своего малыша как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь.

Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, может приводить к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.

Что такое эмоциональное развитие ребенка?

Эмоции — это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой сложный процесс оценивания окружающей действительности.

 Это иная оценка, нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной сферы.

Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной жизни.

 Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений.

 Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности.

Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей.

 Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.

Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.

Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет

Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 летДети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Некоторые трудности возникают при идентификации грусти, и еще тяжелее дается дошкольникам распознавание испуга и удивления.

Пытаясь определить настроение человека, пятилетний ребенок руководствуется в основном выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции. Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным весельем могут последовать неожиданные слезы, а через минуту на лице снова появится улыбка. Взрослым не следует заострять внимание на быстрой смене настроения ребенка — эмоциональная стабильность придет со временем, если правильно реагировать на эмоциональные реакции ребенка.

Старшие дошкольники уже преодолели первый этап социализации и способны к сотрудничеству с другими людьми. Находясь в группе сверстников, они умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать острых ситуаций.

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка

Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени.

От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. 

Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, бурные эмоциональные реакции родителей,  предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п. 

 Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор.

В атмосфере же холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами, проблемами в общении…

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств  близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.

Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми.

Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя.

Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова.

Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?».

Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка.(Взято из статьи С.Лойтра).

Наиболее болезненными для ребенка в семье являются следующие ситуации:

- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и часто отвергают его;

- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;(да, и такое бывает)

- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания.

Чтобы ребенок был эмоционально благополучен, помогут следующие рекомендации :

  • Безусловно, принимайте ребенка – значит, любите его не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто за то, что он есть. Старайтесь употреблять такие выражения:

- «Ты самый любимый»;

- «Я тебя люблю любого»;

- «Какое счастье, что ты у нас есть».

• Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самооценке. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами:

-«Я радуюсь твоим успехам».

-«Ты очень многое можешь».

• Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:

- «Я вижу, что тебя что-то беспокоит»;

- «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».

• Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа.

- «Терпеть не могу»;

- «Ты мне надоел»;

-«Отстань»;

-«Весь в отца»…

• Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

• Не отождествляйте поступок и ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

• Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. Это поможет сформировать у ребенка модель правильного общения со сверстниками.

• Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, а только с ним самим.

• Используйте в повседневном общении приветливые фразы:

- «Мне хорошо с тобой»;

- «Я рада тебя видеть»;

- «Давай посидим (сделаем, посмотрим) вместе»;

- «Ты, конечно, справишься»;

- «Мне нравится, как ты…»

• Обнимайте своего ребенка как можно чаще.

Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, очень важно преодолевать:

Барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

Барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребностей);

Барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

Барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был эмоционально отзывчив, помогут следующие  рекомендации:

- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.

- Развивайте словарный запас ребенка. Необходимо, объясняя что-то малышу, обозначать словом определенные эмоции, тем самым ,  закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «огорчен» и т. п.

- Обращайте внимание на собственные чувства и называйте их.

- Учите сопереживать героям сказок, мультфильмов.

- Не лишайте ребенка права на так называемые негативные эмоции (гнев, страх, обида). Просто обучайте его конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого состояния.

Предлагайте малышу различные способы, помогающие ему взять себя в руки:

- покричать в «стаканчик» криков;

- побить подушку;

- почитать любимую книжку;

- спеть песенку;

- простучать обиду или злость на барабане;

- нарисовать свой страх, потом разорвать рисунок на мелкие кусочки и выкинуть в мусорное ведро, либо спросить у ребенка, что он хочет сделать с рисунком. Очень важно проговорить чувства. (Данная техника –это тема для отдельной консультации).

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, определяет качество общения.

Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

УДАЧИ, ТЕРПЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!

Надеюсь, что данная статья была полезной. Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать  их на индивидуальной консультации у меня в кабинете(3этаж). Буду рада Вас видеть в приемные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы

В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых  ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат....

"Эмоциональное благополучие детей"

Эмоциональное благополучие ребёнка- это залог его психического и физического здоровья....