Родителям на заметку!
консультация

Кузнецова Елена Вячеславовна

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

 

  Эта  страничка создана, прежде всего, для Вас.

 

Советы логопеда родителям

        Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается с хорошей речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли.

Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:

- К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенка появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.

- К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'],

[в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже

сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

- К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].

Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

- К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

- В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

В последнее время резко возросло количество дошкольников с

речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. На что потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи.

Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития.

Существуют определенные сроки появления речи (рассмотрены выше). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать за дальнейшим речевым развитием и обращаться за консультацией к специалистам.

Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.

Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,

которые постараются соблюдать следующие правила:

- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.

- Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать

правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего

обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

-  Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.

 - Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».

- Уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.

- Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не

раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.

 - Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

 - Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

 - Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

- Помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.

 

https://ds102nsk.edusite.ru/p6aa1.html 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Устранение речевых дефектов детей в условиях семьи»

Данные методические рекомендации предназначены для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи.

__________________________________________________________________

Логопеду приходится трудно,

Отыскать подход к малышам.

Чтоб исправить ошибки природы,

Научить надо и пап, и мам!

Причин для неправильной речи

Много очень, и в этом весь секрет!

Комплекс нужно найти упражнений,

Исправляя вместе дефект с ранних лет.

__________________________________________________________________

Цель:

«Создание оптимальных условий для эффективного устранения речевых нарушений ребёнка в условиях семьи».

Проблемой, которая послужила основой для создания данных методических рекомендаций явилось недопонимание родителей ранней диагностики ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии. Её можно описать словами известного логопеда Любови Семёновны Бейлинсон.

«Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребёнок будет постоянно отстающим в школе, где будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и выговорится»

Наша задача учителей – логопедов донести до сознания родителей необходимость раннего выявления в речи у детей различных нарушений и проведение совместной коррекционной работы. Причём роль родителей здесь неоценима и выходит на первый план.

__________________________________________________________________

Почему? Ребёнок больше времени проводит в семье, где получает первые представления об окружающем мире; учится жить; учиться говорить. Родители – это самые первые педагоги и воспитатели, для которых проблемы ребёнка стоят на первом месте; они стремятся решить эти проблемы как можно раньше с наилучшим результатом. Необходимо огромное терпение и продолжительная совместная работа.

Однако, в большинстве случаев, родители не умеют правильно вести себя при работе с ребёнком. Вот здесь и приходят на помощь методические рекомендации от учителя – логопеда.

__________________________________________________________________

В начале родителям необходимо научиться самим правильно проводить занятия с ребёнком:

  • Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку. 
  • Настроить ребёнка на работу, выполнение упражнений.
  • Не ругать за ребёнка за неправильную речь.
  • Не заострять внимание ребёнка на повторах слов и запинках.
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение.
  • Самому говорить правильно и грамотно.( не сюсюкать с ребёнком)
  • Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

Во-вторых, родителям необходимо познакомиться с основными видами речевых нарушений у детей с нормальным слухом и интеллектом, научиться выявлять их симптомы.

Предлагаем рассмотреть родителям следующие виды речевых нарушений:

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.

Что нужно знать родителям? Симптомы нарушения:

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков: нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

_________________________________________________________________

Дислалия– нарушение правильного воспроизведения определённых звуков.

Симптомы нарушения:

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).

Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка.

__________________________________________________________________

Алалия– это расстройство речи, при котором у ребёнка не формируется речь или появляется с большим опозданием. Этот тяжёлый речевой недуг возникает вследствие поражения центральной нервной системы.

Симптомы нарушения:

При сенсорной алалии, ребёнок плохо понимает чужую речь; он слышит, что ему что – то говорят, но не понимает, что именно.

При моторной алалии ребёнок не может владеть языком: его звуками, словами, грамматикой

В дальнейшем, ребёнок очень мало говорит; его речь может быть очень быстрой и эмоциональной, но непонятной окружающим и лишённой смысла; ребёнок с трудом воспринимает речь окружающих и быстро устаёт.

__________________________________________________________________

Дизартрия– это расстройство речи, которое выражается в затрудненном произношении некоторых слов, отдельных звуков, слогов или в их искаженном произношении

Симптомы нарушения:

Как правило, дети-дизартрики недостаточно активны и быстро устают от нагрузок. Во время музыкальных игр и танцев ребёнку с дизартрией сложно попадать в ритм,

У некоторых детей с дизартрией отмечается короткий выдох, и поэтому к окончанию фразы речь как бы затухает.

Голос у дизартриков бывает очень высокий и тонкий.

Больше всего при дизартрии нарушается звукопроизношение. Звуки речи могут быть искажены, могут заменяться на другие, иногда пропускаются.

Когда ребёнок говорит, отмечается повышенное слюноотделение.

__________________________________________________________________

Заикание– это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи.

Симптомы нарушения:

Для дошкольников характерно появление простых повторяющихся слов («ну», «э», «вот» и тому подобное).

В дошкольном возрасте характерно сопровождение заикания массой сопутствующих простых движений. В первую очередь они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, затем на руки, туловище, ноги.

Вместе с заиканием малыш совершает следующие действия: теребит пуговицы, носовой платок или края одежды; моргает; покачивает туловищем; подергивает плечом; притопывает; наклоняет голову; закрывает глаза.

__________________________________________________________________

Родителям необходимо указать на тот факт, что чем раньше они заметят нарушения в речи ребёнка и обратятся к логопеду, тем эффективнее будет проходить коррекция и скорее будет решена проблема.

Изучив основные виды речевых нарушений у детей с нормальным слухом и интеллектом и научившись выявлять  их симптомы, родители под руководством опытного учителя – логопеда могут приступать к коррекционной работе в домашних условиях.

Однако, при этом необходимо придерживаться следующих принципов:

__________________________________________________________________

  • последовательность и систематичность;
  • доступность и индивидуальность;
  • сознательность и активность;
  • всестороннее воздействие;
  • непрерывность и преемственность;
  • плодотворное комплексное взаимосотрудничество.

__________________________________________________________

Итак, можно приступать к коррекционной работе в домашних условиях!

И, первый совет логопеда – это проведение специальной артикуляционной гимнастики. Родителям необходимо знать 5 основных правил:

  1. Проводите гимнастику утром и вечером, по 5-10 минут в день.

(в зависимости от нарушения).

  1. Приготовьте зеркало для занятий. Малышу потребуется контроль своих движений для того, чтобы их правильно выполнять.
  2. Научитесь выполнять упражнения сами и только потом начинайте заниматься с ребенком.
  3. Будьте терпеливы! Если ваш малыш не может с первого раза освоить упражнение, не торопите его и не ругайте. Постепенно все получится!
  4. Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

_______________________________________________________________

В данных методических рекомендациях предлагаются основные артикуляционные упражнения, цель которых - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Предлагаются упражнения следующего характера. Для губ:

«Заборчик»   Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

«Улыбочка» Растянуть губы в улыбке. Удержать под счет от 1 до 5.

«Бублик». Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

«Хоботок». Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

_________________________________________________________________

Для щёк:

Научите ребёнка похлопывать ладошками и пальцами по щекам.

Надуйте вместе с ребенком щеки, затем ладошками нажмите на щеки, чтобы изо рта вышел воздух.

Наберите в рот воды и покажите, как можно перегонять водичку из одной щеки в другую. Пусть малыш попробует сам выполнить упражнение.

__________________________________________________________________

Для языка:

 «Вкусное варенье». Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

«Маляр».  Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка». Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

 «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Барабанщик» Язычок стучит за верхними зубами.

«Змейка».  Рот широко открыт. Высунуть тонкий длинный язык и убрать.

«Грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка. 

«Иголочка». Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5.

И так далее.

_________________________________________________________________

Кроме того, целесообразно в домашних условиях проводить музыкальные коррекционные упражнения, когда дети пропевают звуки, слоги и слова, потом им легче заговорить. К таким упражнениям можно отнести следующие:

  • Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом (колокольчик, барабан, бубен и так далее)
  • Песенки- звукоподражания «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
  •  Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
  • Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Топ-топ;

Хлоп-хлоп;

Прыг-прыг;

Бип-бип (Нажимаем на носик)

Туда-сюда (Повороты корпуса)

Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Очень эффективны и полезны Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

Развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа, а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Можно предложить следующие упражнения:

Упражнение для пальчиков «Покажи слона»

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные пальцы становятся «ногами» слона. Слону запрещается подпрыгивать и касаться «хоботом» земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре «ноги». По команде «стоп» слон останавливается.

Упражнение для пальчиков «Летит бабочка»

Большие пальцы обеих рук соединяются, а ладони превращаются в «крылышки». Бабочка может «порхать по комнате, складывать крылышки, садиться на цветок.

Упражнение для пальчиков «Паучок в паутине»

Пальцы слегка согнуть и медленно перебирать ими, передвигаясь по столу, стене, двери, подоконнику. «Зацепился» - остановка, лапки сжаты. «Паутинку сплетает» - пальчики перебирают или продёргивают шерстяную нитку.

Упражнение для пальчиков «Рыбки весело кружатся»

Ладони обеих рук выпрямлены, пальцы прижаты друг другу. Плавные движения ладоней изображают рыб в воде. Это упражнение хорошо выполнять вдвоём-втроём, передвигаясь по комнате. В детском саду или во дворе может собраться целая «стайка» рыбок.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Угадай, что звучит.

Жмурки

В какой руке звучало

Быстро-медленно

Громко-тихо и так далее.

Таким образом, если запастись терпением; совместно с логопедом довести коррекционную работу до конца – результаты не заставят себя ждать!. Однако, следует помнить, что плохую речь нельзя исправить за одно или несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и родителей.

В заключение родителям предлагается пройти тест «Достаточно ли вы уделяете внимания развитию речи ребенка», который состоит из 10 вопросов

  1. Имеете ли вы достаточно свободного времени для разговоров с ребенком? (да, не всегда, нет).

2.  Вмешиваетесь ли в детский рассказ, чтобы исправить речевую ошибку? (да, не всегда, нет).

3. Обсуждаете ли с ребенком услышанное, увиденное (сказки, телепередачи и др.) (да, не всегда, нет).

4.   Следите ли за правильностью своей речи? (да, не всегда, нет).

5. Используете ли вы разговорные игры, задачи, упражнения? (да, не всегда, нет).

6. Используете ли вы в собственной речи пословицы, загадки, потешки, песни, считалочки? (да, не всегда, нет).

7. Всегда ли вы даете ответы на вопросы ребенка? (да, не всегда, нет).

8. Всегда ли вы поясняете ребенку непонятные слова? (да, не всегда, нет).

9. Как часто вы устраиваете «путешествия в природу» с целью общения с ребенком? (да, не всегда, нет).

10. Следите ли вы за новыми детскими изданиями? (да, не всегда, нет).

________________________________________________________________

Результаты теста.

Ответ «да» оценивается в 2 балла, «не всегда» - в 1 балл, «нет» - 0,5 балла.

От 15 до 20 баллов. Вы прекрасно понимаете, что речевое развитие ребенка - одно из основных условий становления личности. Поэтому вы уделяете этому виду деятельности достаточно времени. Вы на правильном пути. Так держать! Уделяя время и внимание ребенку сейчас, вы закладываете «прочный фундамент» для его будущего.

От 8 до 14 баллов. Вы понимаете, что развитие речи – один из самых важных аспектов развития ребенка. Но из-за нехватки знаний или времени вы уделяете ребенку недостаточно внимания. Для лучшего результата обращайтесь за информацией к специалистам (дефектологу, воспитателю, учителю, психологу), специальным изданиям или к Интернету. Найдите время для общения с ребенком, ведь это неистощимый источник развития ребенка, кладовая всех знаний.

Меньше чем 8 баллов. Это очень тревожный результат. Вы совсем не уделяете внимания развитию речи вашего ребенка.

Помните: красивая речь вашего ребенка – ключ к успеху в будущем. Не каждый ребенок способен научится самостоятельно правильно говорить. А ему так хочется быть не хуже остальных детей.

__________________________________________________________________

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять,

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

И всегда незримо направляйте.

И во всех делах им помогайте.

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям: 
• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему; 
• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью; 
• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; 
• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков; 
• часто болеющим и ослабленным; 
• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики) 
По узенькой дорожке 
(ходьба на месте) 
Шагают наши ножки 
(высоко поднимая ноги) 
По камешкам, по камешкам 
(переминаться с ноги на ногу в медленном темпе) 
И в ямку... бух! 
(сесть на пол на последнем слове)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд. 
Как стучат большие капли? 
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап... 
А маленькие капельки как? 
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап… 
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания) 
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш...», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами. 
На слове «Ти¬шина» – все смолкает.

4. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики) 
На поляне дом стоит, 
(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев) 
Ну а к дому путь закрыт. 
(большие пальцы обеих рук под¬няты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних паль¬цев соприкасаются) 
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. 
(ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ла¬донями вверх)

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи) 
Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление) 
Ветер дует нам в лицо 
И качает деревцо. 
(качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево) 
Ветерок все тише, тише. 
(медленно покачивать руками) 
Деревца все выше, выше. 
(тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж) 
Шла купаться черепаха 
(ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног) 
И кусала всех со страха: 
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! 
Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса) 
Говорит взрослый отвечает ребенок. 
Проверяем топливо. 
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…» 
Открываем люки. 
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются 
Закрываем люки. 
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются 
Проверяем радио. 
Короткий звук «У» то громко, то тихо 
Включаем двигатель. 
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики) 
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга) 
Застучал молоток. 
Будем строить новый дом 
С высоким крыльцом, 
(поднять руки вверх) 
С окнами большими, 
(согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно) 
Ставнями резными. 
(поднять кисти рук вверх - «открыть ставни») 
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга) 
Замолчал молоток. 
(руки опустить свободно вниз) 
Вот готов новый дом, 
(поднять руки вверх) 
Будем жить мы в нем. 
(потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки» 
1. «Месим тесто» – 
активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку 
2. «Раскатываем тесто» – 
с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот 
3. «Блинчик» – 
высовываем язык и держим его широкой лопаткой 
4. «Кладем начинку» – 
заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка 
5. «Печем пирожки» – 
надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены) 
6. «Вкусный пирожок» – 
облизываем губы языком 
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

6. Ритмический танец «Волшебный цветок» , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения) 
Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени) 
Яркий, пламенный, будто заря, 
Самый солнечный и небывалый, 
Он мечтою зовется не зря. 
(в конце куплета остановиться) 
Припев: 
Может, там, за седьмым перевалом, 
(шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль») 
Вспыхнет свежий, как ветра глоток, 
Самый сказочный и небывалый, 
Самый волшебный цветок. 
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)

В жизни хочется всем нам, пожалуй, 
Двигаться боковым галопом по кругу, 
(в конце куплета остановиться) 
Как бы путь ни был крут и далек, 
На земле отыскать небывалый 
Самый-самый красивый цветок. 
(Припев: движения те же)

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

1. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей) 
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.



Предварительный просмотр:

                                         Зрительная гимнастика!

«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида,

она отнимает у человека девять десятых мира»

М. Горький.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. 

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. 

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении. 

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Условия проведения зрительной гимнастики

1. Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия. 

4. Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями. 

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз»,  «повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры. 

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Воспитатель прямо перед колонкой детей и с помощью указки проводит зрительную гимнастику. 
Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора. 

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: 

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

- Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность. 

- после выполнения упражнения часто поморгать.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована: 

1. гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут;

2. на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут;

3. в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. 

В практике нашего образовательного учреждения педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

                             со стихами;

с опорой на схему;

с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными офтальмотренажерами;

                      электронные зрительные гимнастики.

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»: поместив в них сюжетные или предметные картинки взрослый плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к ребенку демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Настенные офтальмотренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.

Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. 

    Сегодня я хочу вас познакомить с гимнастикой для глаз для детей старшего дошкольного возраста. Учитывая игровой характер и стихотворную форму упражнений, гимнастику глаз мы проводили по несколько раз в течение дня в организованной образовательной деятельности, в играх, в режимных моментах.

Например, игра-упражнение «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

Итак, сели удобно, расслабились. Первое упражнение «Стрекоза».

Стрекоза.
Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево - вправо, назад - вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)

Белка.
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

Заяц.
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай - да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).

Кошка.
Вот окошко распахнулось, Проводила взглядом мух. 
(Разводят руки в стороны.) 
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Кошка вышла на карниз. Потянулась, улыбнулась
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.) 
И уселась на карниз.
Посмотрела кошка вверх. (Дети приседают.)
(Смотрят вверх.) Глаза вправо отвела,
Посмотрела кошка вниз. Посмотрела на кота.
(Смотрят вниз.) (Смотрят прямо.)
Вот налево повернулась. 
И закрыла их в мурчаньи.
(Смотрят влево.) (Закрывают глаза руками.)
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)

Кот.
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

Не забудем последнее правило - после выполнения упражнений хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Такая гимнастика бесспорно полезна детям. И может быть использована педагогами, и родителями для расслабления глазных мышц после работы за компьютером.

"Весёлая неделька” гимнастика для глаз 

Понедельник 

Всю неделю по — порядку, 
Глазки делают зарядку. 
В понедельник, как проснутся, 
Глазки солнцу улыбнутся, 
Вниз посмотрят на траву 
И обратно в высоту. 
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

Вторник 

Во вторник часики глаза, 
Водят взгляд туда – сюда, 
Ходят влево, ходят вправо 
Не устанут никогда. 
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

Среда 

В среду в жмурки мы играем, 
Крепко глазки закрываем. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем глазки открывать. 
Жмуримся и открываем 
Так игру мы продолжаем. 
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). 

Четверг 

По четвергам мы смотрим вдаль, 
На это времени не жаль, 
Что вблизи и что вдали 
Глазки рассмотреть должны. 
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). 

Пятница 

В пятницу мы не зевали 
Глаза по кругу побежали. 
Остановка, и опять 
В другую сторону бежать. 
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). 

Суббота 

Хоть в субботу выходной, 
Мы не ленимся с тобой. 
Ищем взглядом уголки, 
Чтобы бегали зрачки. 
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). 

Воскресенье 

В воскресенье будем спать, 
А потом пойдём гулять, 
Чтобы глазки закалялись 
Нужно воздухом дышать. 
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). 

Без гимнастики, друзья, 
Нашим глазкам жить нельзя! 
1Раз – налево, два – направо, 
Три – наверх, четыре – вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, 
дальше 
Тренируя мышцы глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного 
Точки возле наших глаз. 
Сил дадим им много-много, 
Чтоб усилить в тыщу раз. 

Овощи 

Ослик ходит выбирает, 
Что сначала съесть не знает. 
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева – свекла, справа – брюква, 
Слева – тыква, справа – клюква, 
Снизу – свежая трава, 
Сверху – сочная ботва. 
Выбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег. 
Обвести глазами круг. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть влево- вправо 
Влево - вправо. 
Посмотреть вниз. 
Посмотреть вверх. 
Я мотор завожу (делают вращательное движение 
И внимательно гляжу.перед грудью и прослеживают взглядом) 
Поднимаюсь ввысь, лечу. (встают на носочки и выполняют 
Возвращаться не хочу.летательное движение) 
Проводится зрительная гимнастика: 
Чтобы глазки не устали, 
Поиграем вместе с Варей: 
Мы налево поглядим, 
Мы направо поглядим; 
Ну а что там впереди? 
А теперь поспим немножко: 
Опустим веки, закроем глаза ладошками. 
А пока мы отдыхали, 
Варвара рассыпала детали! 
Ну-ка, вниз мы поглядим, 
Все детали разглядим! 
А теперь посмотрим вверх – 
Выше всех, дальше всех! 
А сейчас дружно встали, 
Потянулись вместе с Варей, 
Наклонились вместе с Варей. 
Глазки закрыли! 
Глазки открыли! 3 раза 
Присели! Встали! Сели! 
Веселы, бодры мы снова, 
И к занятию готовы! 
Любопытная Варвара 
смотрит влево! 

смотрит вправо! 
А теперь вперед! 
Тут немного отдохнет 
(глазки не напряжены и расслаблены). 
А Варвара смотрит вверх – 
выше всех, дальше всех! 
А теперь – смотрит вниз 
(Глазки наши напряглись). 
А теперь – глаза закрыла, 
И открыла, и закрыла. 
Веселы, бодры мы снова, 
И к занятию готовы! 

Весна 

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. 
Потягивание 

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! 

 Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным 
разведением рук вверх, в стороны 
Справа - первые цветочки появились на лужочке. 
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. 
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Мы кораблик смастерили, 
Соединить ладони перед грудью 
В ручеёк пустить решили. 
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя 
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! 
Машем ладонями, прощаясь с корабликом 
Вот как весело играть и в весенний день гулять! 
Легкие подпрыгивания на месте 
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! 

«Тренировка» 
Раз – налево, два – направо, 
Три – наверх, четыре — вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцу глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного 
Точки возле своих глаз. 
Сил дадим им много – много, 
Чтоб усилить в тыщу раз! 
Посмотреть влево. Посмотреть вправо. 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. 
Поднять взгляд вверх. 
Опустить взгляд вниз. 
Быстро поморгать. 


«Мой веселый, звонкий мяч» 
Мой веселый, звонкий мяч, 
Ты куда помчался вскачь? 
Красный, синий, голубой, 
Не угнаться за тобой. 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вниз — вверх 
Посмотреть влево – вправо. 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз 
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза) 


«Дождик» 
Капля первая упала – кап! 
И вторая прибежала – кап! 
Мы на небо посмотрели 
Капельки «кап-кап» запели, 
Намочили лица, 
Мы их вытирали. 
Туфли – посмотрите – 
Мокрыми стали. 
Плечами дружно поведем 
И все капельки стряхнем 
От дождя убежим, 
Под кусточком посидим. 
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. 
То же самое. 
Смотрят вверх. 
Вытирают» лицо руками. 
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. 
Движения плечами. 
Приседают, поморгать глазами. 

«Осень» 
Осень по опушке 
Краски разводила, 
По листве тихонько 
Кистью поводила. 
Пожелтел орешник 
И зарделись клены, 
В пурпуре осинки, 
Только дуб зеленый. 
Утешает осень: не жалейте лета, 
Посмотрите – осень 
В золото одета! 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вверх – вниз. 
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза) 

«Листочки» 
Ах, как листики летят, 
Всеми красками горят 
Лист кленовый, лист резной, 
Разноцветный, расписной. 
Шу-шу-шу, шу- шу- шу. 
Как я листиком шуршу. 
Но подул вдруг ветерок, 
Закружился наш листок, 
Полетел над головой 
Красный, желтый, золотой. 
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. 
Как листиком шуршу. 
Под ногами у ребят 
Листья весело шуршат, 
Будем мы сейчас гулять 
И букеты собирать 
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. 
Как я листиком шуршу. 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вверх – вниз. 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вверх – вниз. 
Посмотреть вниз. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть влево – вправо. 
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. 

«Елка» 
Вот стоит большая елка, 
Вот такой высоты. 
У нее большие ветки. 
Вот такой ширины. 
Есть на елке даже шишки, 
А внизу – берлога мишки. 
Зиму спит там косолапый 
И сосет в берлоге лапу. 
Выполняют движения глазами. 
Посмотреть снизу вверх. 
Посмотреть слева направо. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть вниз. 
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) 

«Чудеса» 
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Через речку мост построим. 
Нарисуем букву о, получается легко. 
Вверх поднимем, глянем вниз, 
Вправо, влево повернем, 
Заниматься вновь начнем. 
Закрывают оба глаза. 
Продолжают стоять с закрытыми глазами. 
Открывают глаза, взглядом рисуют мост. 
Глазами рисуют букву о. 
Глаза поднимают вверх, опускают вниз. 
Глаза смотрят вправо- влево. 
Глазами смотрят вверх, вниз. 

«Заяц» 
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. 
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. 
Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. 
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. 
Смотрят вверх. 
Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. 
Моргают глазками. 
Глазки закрывают. 

«Белка» 
Белка дятла поджидала, 
Гостя вкусно угощала. 
Ну – ка дятел посмотри! 
Вот орехи – 1,2,3. 
Пообедал дятел с белкой 
И пошел играть в горелки. 
Резко перемещают взгляд вправо – влево. 
Смотрят вверх – вниз. 
Моргают глазками. 
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. 

«Стрекоза» 
Вот какая стрекоза - как горошины глаза. 
Влево – вправо, назад – вперед - 
Ну, совсем как вертолет. 
Мы летаем высоко. 
Мы летаем низко. 
Мы летаем далеко. 
Мы летаем близко. 
Пальцами делают очки. 
Глазами смотрят вправо- влево. 
Круговые движения глаз. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Смотрят вперед. 
Смотрят вниз. 

«Кошка» 
Вот окошко распахнулось, 
Кошка вышла на карниз. 
Посмотрела кошка вверх. 
Посмотрела кошка вниз. 
Вот налево повернулась. 
Проводила взглядом мух. 
Потянулась, улыбнулась 
И уселась на карниз. 
Глаза вправо отвела, 
Посмотрела на кота. 
И закрыла их руками. 
Разводят руки в стороны. 
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Смотрят влево. 
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. 
Дети приседают. 
Смотрят прямо. 
Закрывают глаза руками. 

«Дождик» 
Дождик, дождик, пуще лей. 
Капель, капель не жалей. 
Только нас не замочи. 
Зря в окошко не стучи. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Делают круговые движения глазами. 

«Буратино» 
Буратино потянулся, 
Вправо – влево повернулся, 
Вниз – вверх посмотрел 
И на место тихо сел. 
Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев. 
Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево. 

«Теремок» 
Терем – терем – теремок! 
Он не низок, не высок, 
Наверху петух сидит, 
Кукареку он кричит. 
Движение глазами вправо – влево. 
Движение глазами вверх – вниз 
Моргают глазами. 

«Ветер» 
Ветер дует нам в лицо. 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише… 
Деревца все выше, выше. 
Часто моргают веками. 
Медленно приседают, опуская глаза вниз. 
Не поворачивая головы, смотрят вправо – влево. 
Встают и глаза поднимают вверх. 

«Лучик солнца» 
Лучик, лучик озорной, 
Поиграй-ка ты со мной. 
Ну-ка лучик, повернись, 
На глаза мне покажись. 
Взгляд я влево отведу, 
Лучик солнца я найду. 
Теперь вправо посмотрю, 
Снова лучик я найду. 
Моргают глазками 
Делают круговые движения глазами. 
Отводят взгляд влево. 
Отводят взгляд вправо. 

Для снятия зрительной утомляемости на уроках можно использовать тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:

1. Тренажер-схемы или плакат-схемы зрительно-двигательных траекторий.

На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя.

Кратность выполнения: 10-12 движений по каждой траектории в разном темпе.

При использовании зрительно-координационных упражнений глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы.

2. Сенсорно-дидактические кресты.

Представляют собой приспособление для крепления наглядного материала.

Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.

Работа с сенсорными крестами: предупреждает развитие рефлекса склонённой головы, способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения, активизирует нейродинамические процессы головного мозга, способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.

3. Использование сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». 

Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке, вносит сенсорное разнообразие.

4.Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживать

Заключение 

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, которая:

- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

- корректирует функциональные дефекты зрения.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

                  Тема: "Овощи"

                        «Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком растении говорит (овоще, фрукте). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, тяжелый – арбуз и т. д.

                         «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План: 1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

                         

                    «Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Фрукты, овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход: Варенье из яблок – яблочное, а из клубники, земляники, клюквы, абрикоса, персика и т. д.

Сок из винограда – виноградный, а из томатов, брусники и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови

и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, грибов и т. д.

                          «Чудесный мешочек" 

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

                                  «Один - много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

                         

                              «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? » Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .


Красна - девица сидит в темнице,
А коса на улице.

Ответ: Морковь

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Ответ: Морковь

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.

Ответ: Морковь

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.

Ответ: Морковь

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...

Ответ: капуста

Сто одёжек, и все без застёжек.

Ответ: Капуста

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.

Ответ: Капуста

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.

Ответ: Капуста

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ...

Ответ: картошка

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"

Ответ: Картошка

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Ответ: Лук

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...

Ответ: лук

Пришла Таня в жёлтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.

Ответ: Луковица

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...

Ответ: свекла

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.

Ответ: Репка

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?

Ответ: Репка

Маленький и горький, луку брат.

Ответ: Чеснок

Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.

Ответ: Тыква

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

Ответ: Помидоры

Голова на ножке, в голове горошки.

Ответ: Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ...

Ответ: горох

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.

Ответ: Горох

Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Ответ: Горох

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

Без окон без дверей
Полна горница людей.

Ответ: Семена в огурце

Лежит меж грядок, зелен и сладок.

Ответ: Огурец



Предварительный просмотр:

    Советы по выполнению дыхательных упражнений

Основные задачи дыхательных упражнений:                                        

Укрепление физиологического дыхания детей.                                             Тренировка силы вдоха и выдоха.                                                                Развитие продолжительности выдоха.

Упражнения для развития речевого дыхания:              «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.                                                                                              «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».                                                                                           «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.                                                                                                             «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать                                                                                                                 «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.                                                                                                                     «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.                                                                                                                «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

Техника выполнения упражнений:                                                                            воздух набирать через нос                                                                                                            плечи не поднимать                                                                                                                   выдох должен быть длительным и плавным                                                              необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)                                                                                                          нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Родителям на заметку".

Памятка для родительского уголка....

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Консультация для родителей "Родителям на заметку"

Родителям на заметку     Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....

Консультация для родителей "Родителям на заметку: Как составить детское меню?"

Материал представляет собой шпаргалку для родителей при составлении правильного меню для ребёнка. ...