Из семинаров: "Роли ребенка в дисфункциональной семье".
статья
Психолог-Савостина Мария о том,какие роли могут закрепляться у ребенка в несчастливой семье и как найти подход к нему,чтобы решить его проблемы в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Роли ребенка в дисфункциональной семье и подход к нему.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» (Л.Н.Толстой)
Дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью отношения. Вот у получается, что люди, выросшие в дисфункциональной семье, по определению несчастливы и сильно травмированы.
При некоторых обстоятельствах и условиях крепкая, любящая семья может превратиться в дисфункциональную. В группе риска традиционно называют следующие категории семей:
- семьи, где один из членов семьи болен алкоголизмом;
- семьи, где один или оба взрослых страдает хронической болезнью, депрессией, или психическим заболеванием;
- семьи, в которых один из родителей погибает, а другой не может справиться с горем и полноценно заботиться о детях;
- семьи, в которых существует физическое или психологическое насилие;
- семьи, в которых ребенок усыновлен, но полностью не принят;
- семьи со слишком строгими религиозными нормами.
Особенности поведения её членов:
- проблемы замалчиваются и отрицаются, поддерживаются иллюзии о семейном счастье;
- явный дефицит эмоциональной близости, тепла, поддержки;
- замороженные правила и роли («Не раскачивай лодку»; «Не выноси сор из избы»; взрослые – хозяева ребёнка: «Будет как я сказал и точка!»; только взрослые определяют, что правильно, а что неправильно: «У тебя ещё молоко на губах не обсохло», «Это наши взрослые дела, тебя не касается!»);
- в семье действуют неясные скрытые правила; - негласное правило трёх «не»: не говори, не чувствуй, не доверяй; - постоянно возникают конфликты, и члены семьи не способны их разрешить;
- размытость, недифференцированность, смешанность границ; - все тщательно хранят секрет семьи, поддерживают фасад псевдоблагополучия; - склонность к поляризации чувств и суждений («черное/белое»); - это закрытая система, в неё сложно даже временно проникнуть кому-то со стороны;
- высокий уровень хронической тревоги у членов семьи; - коммуникации между членами семьи не прямые, скрытые; - прямой или скрытый запрет на выражение чувств;
- абсолютизация воли, контроля взрослых (взрослого); - присутствие любого вида насилия в семье.
Как же на все эти семейные обстоятельства реагируют дети Выделяют четыре основных способа адаптации ребёнка, растущего в дисфункциональной семье, к её особенностям и сложившейся ситуации. В каждом из этих четырёх вариантов ребёнок играет определённую роль в семье, по-своему реагируя на происходящее и выполняя определённую функцию. Вот эти роли:
1.Герой. Его послание старшим звучит так: «Давайте я сделаю что-нибудь хорошее, чтобы вы меня любили!». Его главная роль - гордость семьи. Снаружи это хороший ребёнок, у него могут быть высокие достижения в учебе, он всегда следует правилам, работает ради одобрения значимых людей, заботится о семье, часто относится к другим с позиции родителя или начальника. Внутри же этот маленький человек может испытывать чувство вины, одиночество, страх потери контроля над ситуацией, злость, повышенную чувствительность к критике. Окружающим его взрослым (родным, педагогам, психологам) рекомендуется:
- относиться к ребёнку безоценочно, с безусловной любовью (независимо от успехов и поражений);
- любыми возможными способами повышать его самооценку (хвалить, говорить о своей любви к нему, подчеркивать его ценность для других людей); - развивать у такого ребёнка навыки общения;
- уделять ему больше внимания, когда он терпит неудачу; - помогать ему отделять собственную ценность от достижений, давать ему понять, что совершать ошибки – это нормально.
А вот чего взрослым делать не нужно, если они искренне желают своему ребёнку добра: - стараться не поддерживать его «героическую» роль; - не стоит взваливать на него слишком много ответственности; - лучше как можно меньше критиковать его.
Старшие должны также учить его получать удовольствие от жизни, проявлять свои чувства, строить границы в отношениях с окружающими, отделять свои желания и потребности от чужих, разделять с другими людьми ответственность, просить их о помощи. Если «Герою» повезёт и на его пути встретится взрослый, способный и искренне желающий помочь, то из него может получиться вполне счастливый человек. Это будет хороший лидер, умеющий принимать неудачи, обращается за помощью, брать ответственность только за себя лично. В случаях, когда помочь ребёнку не удаётся, его перспективы не столь радужны: это брак с нуждающимся человеком, работоголизм, внутренняя установка никогда не ошибаться, чувство ответственности за всё и за всех подряд.
2.Козёл отпущения. Его послание миру: «Давайте я сделаю что-нибудь плохое, чтобы вы меня любили!». Роль «козла отпущения» в семье обычно такова: он снимает фокус внимания с химически зависимого члена семьи. Снаружи у такого ребёнка можно наблюдать следующее: враждебность, неповиновение, бунтарство, резкость, холодность, обвинение других. С ним очень тяжело установить контакт, он часто вступает в альянсы со сверстниками (иногда негативные). Внутри же этот ребёнок испытывает боль, чувство вины, отвержение, злость. Психологи предлагают в общении с «козлом отпущения» использовать следующие приёмы:
- чётко давать ему понять, когда то или иное поведение неуместно; - поощрять, когда он берёт на себя ответственность, - ставить ограничения и давать чёткие объяснения касательно его обязанностей, выборов и их последствий; - быть всегда последовательными (т.е. самим выполнять поставленные условия и данные обещания).
Избегать же рекомендуется жалости, изменения отношения к ребёнку или усиления власти над ним, согласия с претензиями других, восприятия поведения ребёнка на свой счёт. Из «козлов отпущения», если им немного помочь, вырастают хорошие психологи-консультанты, умеющие выражать свои чувства и в нужный момент обращаться за помощью. Ребёнка же, лишенного поддержки, может в будущем ожидать тюрьма, зависимость от алкоголя или наркотиков, либо серьёзные проблемы на работе.
3.Шут. Он постоянно делает что-то смешное, чтобы разрядить обстановку. Роль такого ребёнка в семье - веселье и юмор. Внешние проявления «шута» выглядят так: клоунада, незрелость, забавность, гиперактивность, отвлечение внимания от важных дел. Внутри же у него - страх, тревога, неуверенность. В воспитании маленького «шута» специалисты рекомендуют придерживаться следующих принципов: - держать исключительно самого ребёнка ответственным за его деструктивное поведение; - поощрять ответственность, поручать ему важные задания; - поощрять только уместный юмор; - регулярно настаивать на контакте глаз. И ещё: важно смеяться «с» шутом (когда его шутки оказываются удачными), а не «над» ним самим. Будущее шута, если грамотно помочь ему развить имеющиеся таланты, выглядит довольно привлекательно: это человек, с которым весело и приятно быть в одной компании, у него хорошее чувство юмора и он способен хорошо позаботится о себе. В противном случае из такого малыша может вырасти незрелый, компульсивный клоун, имеющий заболевания, связанные со стрессом.
4.Потерянный ребёнок. Он «уходит» из семьи, и тогда старшие про него почти забывают. Роль «потерянного ребёнка» - облегчение для дисфункциональной семьи. Снаружи это тихий, застенчивый малыш, который любит уединение, избегает стрессов и конфликтов, привязывается к вещам, а не к людям, и у него обычно мало друзей. Внутри же он испытывает ощущение собственной неважности, боль, злость, отвержение, тревогу.
Психологи и педагоги считают очень важным замечать детей, чьи имена и лица сложно запомнить, пытаться установить с ними контакт «тет-а-тет», указывать на достоинства, поощрять таланты и сильные стороны ребёнка, помогать ему строить взаимоотношения со сверстниками, побуждать к работе в малых группах во время занятий. Учителям нельзя отпускать «потерянного» с «крючка», позволяя ему оставаться в молчании или никогда не вызывая его к доске, позволять другим детям заботиться об этом ребёнке, говоря и отвечая за него. Если взрослым удастся «найти» «потерянного ребёнка», в нём могут развиться прекрасные качества: талантливость, способность к разнообразному творчеству, богатое воображение. При отсутствии внимания к этому тихому малышу его вероятное будущее весьма печально: малый интерес такого человека к жизни, «скелеты в шкафу» (т.е. тщательно скрываемые ото всех проблемы), изоляция от внешнего мира и даже смерть в раннем возрасте.
И напоследок приведу ещё две известные цитаты: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». (Оскар Уайльд) «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». (А. Макаренко)
Конечно, психологи не всегда могут повлиять на ситуацию в «несчастливой» семье, но помочь стать намного счастливее самой благодарной и восприимчивой ко всему прекрасному её части – детям, задача вполне посильная.
(Савостина Мария,психолог,Санкт-Петербург).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...
Выступление на семинаре "Роль д/и в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста"
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...
Семинар: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"
Выступление на семинаре: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"...
Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям ДОО при организации работы с детьми....
Дисфункциональные семьи.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, ко...
Психологические роли, которые выбирают для себя дети в дисфункциональных семьях
Описывая проблемные отношения, психологи часто используют такое определение, как дисфункциональная семья. «Дисфункция» переводится с латинского как нарушение или утрата способности к...