Психологические роли, которые выбирают для себя дети в дисфункциональных семьях
консультация по психологии
Описывая проблемные отношения, психологи часто используют такое определение, как дисфункциональная семья. «Дисфункция» переводится с латинского как нарушение или утрата способности к деятельности. Как правило, в таких семьях люди не признают наличия проблем в общении друг с другом, не выражают свои чувства открыто, не говорят по душам, прибегают к чрезмерной опеке в ущерб истинной заботе. Особенно непросто в этой обстановке приходится детям, часто они неосознанно выбирают для себя определенную психологическую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_roli_kotorye_vybirayut_dlya_sebya_deti_v_disfunktsionalnyh_semyah.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические роли, которые выбирают для себя дети в дисфункциональных семьях
- Я стану вашим героем
Часто старший ребенок в семье берет на себя роль «героя», потому что родители рано начали прививать ему серьезное отношение к жизни. Он способен достичь немалых успехов, например, в учебе или спорте, может быть лидером в классе или заводилой в компании друзей. Внешне малыш выглядит вполне успешным. Однако он мало времени посвящает своим любимым делам или даже может ничего не знать о собственных предпочтениях, интересах, склонностях. Почему? Да просто потому, что на первом месте для такого ребенка стоят интересы других людей!
«В дальнейшем, во взрослой жизни, он может быть очень удобен для всех, совершенствуя и развивая свою „героическую“ роль, но при этом человек рискует окончательно потерять контакт с собственными потребностями. Такие люди часто становятся одержимыми какой-то навязчивой идеей, стараются добиваться совершенства во всем, всегда ориентированы на достижение целей. Для них чувства не представляют никакой ценности», — рассказывает психолог.
- Обратите же на меня внимание!
Полной противоположностью «герою» семьи является «бунтовщик». Такой ребенок ведет себя крайне вызывающе, все время влипает в какие-нибудь неприятные истории, рано может проявлять склонность к злоупотреблению психоактивными веществами.
Своим негативным поведением эти дети привлекают сначала внимание родителей, потом воспитателей, учителей, а затем и представителей правопорядка. «На самом деле за вызовом, который бросает „бунтовщик“ своей семье, часто стоит не осознаваемая ребенком потребность в похвале, поощрении и принятии. Он чувствует себя никому не нужным и отвергнутым, а своим поведением только усугубляет эту ситуацию. Можно сказать, что у такого ребенка низкая самооценка, потеря контакта со своими чувствами, переживание эмоциональной заброшенности, и все это прикрывается раздражением», — отмечает Лариса.
Дети-бунтовщики скрывают чувство обиды и часто стараются свести счеты со своими родителями. Взрослея, могут бросать вызов уже общественной системе в целом. Не умея «брать» поддержку, они не верят в то, что сами по себе являются ценными, заслуживают внимания и любви. Такие люди часто находят себе супругов, которые позволяют им вымещать свои обиды, оскорбления и раздражение на них.
- У меня свой мир
«Потерянный ребенок» как будто держится особняком от своей семьи. Может показаться, что ему нравится проводить время в одиночестве, играть с самим собой, что-то мастерить или читать книжки. Поэтому родители оставляют малыша в покое, стараясь не мешать, а случается, и вовсе забывают о нем.
Такой ребенок может все дальше уходить в мир собственных фантазий, при этом никого не обременяя своим присутствием. «Потерянный ребенок» на самом деле очень страдает от одиночества, но как будто не способен сообщить о себе миру. В то же время такие дети тонко чувствуют и близко к сердцу принимают нужды и страдания других, они всегда готовы прийти на помощь. По мере взросления они все больше пренебрегают собой, спасая других. Ощущение же умиротворения и счастья, так необходимое любому человеку, он может приобретать за счет внешних стимуляторов: еды, алкоголя.
- Плачущий клоун
Есть еще одна типичная роль — «талисман семьи», которая часто достается младшему из детей в семье. Как правило, «младшенького» все обожают и балуют, многое ему позволяют и все прощают. Протестное поведение такого «любимца» не воспринимается всерьез, и обычно эти дети отличаются непоседливостью, дурашливостью, изобретательностью.
Стараясь развеселить близких, они привычно играют роль клоунов, тем самым помогая родителям справляться с семейными невзгодами и получая от них взамен благодарность и снисхождение.
Среди взрослых людей тоже можно встретить таких «клоунов», которые своими шутками быстро создают непринужденную обстановку в коллективе, легко снимают напряжение, казалось бы, в безвыходной ситуации, отвлекают на себя часть негативной энергии и переводят конфликтный разговор в более мирное русло. Однако неосознанный «детский способ» избегания конфликтов свидетельствует о непереносимости некоторыми людьми любых разногласий и незрелости их эмоциональной сферы.
- Я все выдержу!
«Приспособленец» — в самом названии заключен смысл этой роли. Такой ребенок проявляет чудеса гибкости, может выдержать, кажется, без особого ущерба для себя любые испытания. Внешне реакция ребенка может выглядеть как безразличие или отстраненность. Часто взрослым кажется, что у них растет «настоящий эгоист», который спокойно реагирует на любые «бури» в семье, закрывается в своей комнате или вообще уходит гулять, когда родители ругаются.
На самом деле дети испытывают в этот момент настоящий шок, а с помощью внешней невозмутимости пытаются оградить себя от разрушительного воздействия стресса и таким образом приспособиться к нестабильной, а часто и опасной ситуации в семье.
Что ждет такого ребенка, когда он вырастет? Скорее всего, трудности с предъявлением личностных границ в социуме, нарушенный контакт со своими чувствами, непонимание сигналов со стороны собственного тела, игнорирование физической боли, плохого самочувствия и умение превозмогать любой дискомфорт.
Такие люди привычно остаются в тени, стараются не привлекать к себе внимания, не выражать своих эмоций. Их потребности остаются неудовлетворенными, они редко обращаются с какой-либо просьбой к другим, чувствуют себя одинокими и изолированными.
- Я вас помирю!
Есть еще одна «героическая» роль в семье с очень привлекательным названием — «миротворец». В проблемной семье такой «герой» очень востребован. Там, где взрослые люди не умеют цивилизованно выяснять отношения, не берут на себя ответственность за последствия собственных решений, игнорируют чувства и потребности близких, может вырасти ребенок-утешитель: он и маму успокоит, и папу утихомирит, и братьев-сестер пожалеет.
Но привычка «нести в мир добро» может сослужить негативную службу. Во взрослой жизни такой человек как будто бы является обладателем особых полномочий, наделен исключительными правами и «причиняет добро», даже когда его об этом не просят и в нем не нуждаются. Для таких людей свойственно проводить большую часть своего времени, решая эмоциональные потребности других людей. Они чуткие, заботливые, чрезмерно отзывчивые, как правило, уделяют больше внимания другим, чем себе. А если им кто-нибудь оказывает поддержку, то они чувствуют за это вину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Каждый выбирает для себя"
Каждый выбирает для себяЖенщину, религию, дорогу.Дьяволу служить или пророку -Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает для себяВыбираю тоже, как умеюНи к кому претензий не имеюКаждый выбирает дл...
Консультация "Роли, которые мы выбираем"
Как часто мы действуем неосознанно и по влиянием собственных комплексов? Намного чаще, чем может показаться на первый взгляд......
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Незнайка выбирает для себя профессию".
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использаванием педагогоческой технологии "Незнайка выбирает себе профессию"...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
Из семинаров: "Роли ребенка в дисфункциональной семье".
Психолог-Савостина Мария о том,какие роли могут закрепляться у ребенка в несчастливой семье и как найти подход к нему,чтобы решить его проблемы в общении....
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Дисфункциональные семьи.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, ко...