Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников
консультация
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_vospitaniyu_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №42 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Консультация на тему
«Формы работы по воспитанию предпосылок
толерантности у дошкольников»
Подготовила воспитатель: Сафарова Н.А.
Санкт-Петербург
2020
«Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.
На современном этапе развития общества значительно изменились ценностные ориентиры, на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены решать финансовые проблемы. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, неудовлетворенность в любви, ласке, защищенности.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.
Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д.,в основе которых лежат следующие факторы:
1. детская непосредственность;
2. ограниченный жизненный опыт;
3. детская бестактность и т. д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д. И. Фельдштейн, 1995)
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Формы воспитания толерантности:
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Например, игры и игровые упражнения,направленные на:
- развитие умений невербального общения:«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми:«Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений,направленных на распознавание чувств других людей:«Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени,фамилии:«Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении:«Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих:«Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения:«Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия,сострадания к другим людям:«Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Психогимнастика– включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас:«Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Арт-терапия– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Сюжетно - ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Литература
1. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников.//Дошкольное воспитание. -2003-№11
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. // М.-ЦГЛ.2005-256с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет право жить в этом мире....
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоста...
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»
Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...