Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
консультация (младшая группа)
Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет право жить в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnostid.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников».
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием" – Конфуций, древний мыслитель и философ Китая.
Проявлять толерантность – это значит понимать и признавать то, что все люди различны по внешнему виду, социальному статусу, личным интересам, поведению и ценностям, что каждый имеет право на жизнь в этом мире.
Дошкольный возраст- это время формирования у детей навыков поведения и взаимоотношений с обществом, формирование представлений об индивидуальных особенностях людей и толерантных установок по отношению к ним; - формирование готовности к принятию другого, имеющего отличительные особенности в качестве партнера по общению; - развитие умения оказывать социальную поддержку другому, в том числе в форме речевых высказываний, демонстрировать положительное отношение к другому; - развитие умения регулировать свое поведение во взаимодействии с другими людьми на основе положительных установок и находить выход из конфликтных ситуаций; - развитие способности осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания; - развитие чувства близости, доверия, безопасности по отношению к миру и другим людям.
С каждым возрастом выделяются актуальные зоны развития.
- 3-4 года – формирование доверия к миру и общих позитивных установок в коммуникации;
- 4-5 лет – преодоление конфликтности и формирование установок на сотрудничество с другими, основанное на соблюдении общих правил;
-5-6 лет – расширение преставлений о многообразии проявлений особенностей людей и человеческой индивидуальности, формирование толерантных установок и толерантного поведения по отношению к ним;
- 6-7 лет – формирование системы оценочных суждений и связанных с ними общих толерантных установок, как регуляторов поведения, овладение социально-культурными нормами и правилами взаимодействия с другими людьми, включая умение оказывать помощь.
Виды толерантности; - толерантность к людям, имеющим особенности здоровья (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вступлению в коммуникативный контакт с ними);
- этнотолерантность (готовность к принятию и пониманию людей других культур и народов при совместном взаимодействии);
- толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей и поведенческой специфике ее проявления (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих иной стиль поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности, различный уровень способностей).
Каждый вид предполагает работу по разным направлениям, в связи с которыми определяются содержание и формы работы:
- Информационный компонент: морально-нравственные нормы и установки, сведения о инаковости (содержит знания о том, какие бывают формы инаковости, как проявляются особые потребности) и знание о способах поведения (представления о том, как нужно себя вести при взаимодействии с другими).
- Поведенческий компонент (включает в себя наблюдение детьми поведенческих эталонов, формирование поведенческих навыков и организацию различных форм собственного деятельного опыта ребенка).
- Эмоциональный компонент (областью работы является эмоциональная сфера ребенка, формирование принятия и эмпатии, создание положительных переживаний как аффективной составляющей опыта).
Воспитательные задачи являются приоритетными по отношению к образовательным, поэтому есть специфика в применении материала - он используется не так, как это обычно делается в образовательном процессе, предпочтение отдается интерактивным формам взаимодействия, таким как: праздники – фольклорные, тематические и т.д.; театрализованные представления (два направления использования: как иллюстрация содержания работы и как форма социального взаимодействия); сюжетно-ролевые игры (для формирования взаимоотношений, поведенческих стереотипов, усвоения социальных ролей); игры-занятия; народные и подвижные игры; игровые упражнения (невербальные формы коммуникации, отрабатывающие и закрепляющие социальные навыки); словотворчество (использование речевых средств в коммуникации и различных аспектов творческой деятельности); моделирование («Минутки добра», создание ситуативных условий для спонтанного поведенческого акта милосердия и др.); соревнования (специально организованные, направленные на формирование толерантных установок и принятие партнера, особенно в ситуации неуспеха); экскурсии, целевые прогулки, концерты (для формирования чувства общности); конкурсы (для демонстрации опыта социального подкрепления и поддержки); детские мастер-классы (для выработки навыков сотрудничества и взаимопомощи). Многообразие предложенных форм является примерным каталогом для свободного выбора педагогом наиболее подходящего вида работы в соответствии с выбранной задачей, своими индивидуальными наклонностями и общим стилем педагогической деятельности. «Воспитание толерантного дошкольника», показал, что она способствовала развитию у детей дошкольного возраста готовности принять других такими, какие они есть и повышению умений строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Одним из важных условий пример взрослого, демонстрирующий ребенку внешние и внутренние проявления толерантного сознания.
Работа по формированию толерантности у дошкольников должна содержать: - актуализацию общечеловеческих ценностей и гуманистических идей в отношении человека, личности, неповторимости, принятие индивидуальности и вариативности развития.
Литература: Ладыка, Е.Г., Малышева И.В., Вахтерова М.Б. Воспитание толерантного дошкольника: методическое пособие по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников. – Тольятти: Издательство «Форум», 2016. Л. В. Строгонова "Воспитание толерантности", М., 2007 г. "Конвенция о правах ребенка" 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоста...
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»
Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...
Методическая разработка "Летние детские Олимпийские игры как форма работы по воспитанию толерантности у дошкольников".
Практико-ориентированный проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста включает в себя подробное изложение целей и задач проекта, этапы проведения, подробный сценарий с фотографиями. Реали...