Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
консультация (подготовительная группа)
Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._formy_raboty_po_vospitaniyu_tolerantnosti.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №42
Приморского района города Санкт-Петербурга.
Консультация для воспитателей
«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»
Подготовила: воспитатель Соколова И.А.
Санкт-Петербург
2020г.
Консультация для воспитателей
«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников».
Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности.
Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она заключается в предоставлении другим людям права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантность подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят.
Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности одних людей по отношению к другим.
Проблема толерантности
Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:
- уважает мнение других
- доброжелательна
- направлена на взаимодействие
- способна понять и принять
- любознательна и чутка
- снисходительна.
Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:
- национальные
- религиозные
- этнические
- социальные
- половые
- связанные с внешним видом
- связанные с состоянием здоровья
- связанные с интересами, увлечениями и привычками.
Основные задачи воспитания толерантности у детей:
- распространение идей и идеалов толерантности
- развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
- формирование уважительного отношения к людям
- работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.
Как воспитать терпимость в дошкольниках?
Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.
Направления воспитания толерантности у дошкольников:
- Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
- Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.
Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.
Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Формы воспитания толерантности:
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1. Проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.
2. Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.
3. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
4. Знакомство с подвижными играми разных народов.
5. Проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем.
6. Изучение народных праздников ближайших стран-соседей: скандинавских народных праздников, праздников народов Востока и мусульманских стран.
7. Знакомство детей с традициями народов разных стран.
8. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.
9. Сочинение сказок и историй самими детьми на тему дружбы и взаимопонимания между людьми.
10. Игротерапия – игры и игровые упражнения, направленные на развитие умений невербального общения; чувства близости с другими детьми («Назови ласково», «Комплименты»); на проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям («Солнышко милосердия», «Добрый лесник») и т.д.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотоотчеты, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Литература:
- Семина Л.И. «Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия».
- Степанов П. «Как воспитать толерантность?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процвета...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выжи...
Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
Проявлять толерантность-это значит понимать и признавать, что каждый имеет право жить в этом мире....
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Консультация для родителей о формах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста...
Консультация "Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников"
Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.Быть т...
Консультация для родителей «Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»
Воспитание толерантности – формирование уже в дошкольном возрасте понимания важности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, несмотря на национальные, социальные, рел...
Методическая разработка "Летние детские Олимпийские игры как форма работы по воспитанию толерантности у дошкольников".
Практико-ориентированный проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста включает в себя подробное изложение целей и задач проекта, этапы проведения, подробный сценарий с фотографиями. Реали...