Сказки-шумелки
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте.
Сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет.
Проводить занятия с малышами можно и в семье, Сказки-шумелки пользуются большой популярностью у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_shumelki._aktualnost._zadachi.docx | 14.04 КБ |
skazki_shumelki._rekomendatsii.docx | 16.43 КБ |
skazki_shumelki.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ С ШУМОВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ
«СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ»
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Сказки-шумелки используются на музыкальных занятиях и пользуются большой популярностью у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
- Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
- Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
- Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
- Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
- Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
- Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Предварительный просмотр:
Сказки-шумелки
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать - Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
- Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
- Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
Предварительный просмотр:
«СКАЗКИ ШУМЕЛКИ»
- ЛИСА И РЫБА (3 мин 08 сек. 6 шумов)
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. | бубенцы/ коробочка |
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» Бросил он лису в сани, | барабан |
а сам пошёл впереди. | целлофан |
Лошадка бежит, колокольчиком звенит | бубенцы/ коробочка |
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке | ксилофон глиссандо |
Выбросила всю рыбку и сама убежала | барабанить пальцами |
2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ (4 мин 16 сек 13 шумов)
Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. | металлофон |
«Там много места и можно бегать и танцевать!» | ксилофон |
Она вылезла из норки и побежала к знакомому Таракану. | болтать палочкой в коробочке |
Усатый Таракан сидел под большим пакетом. | расчёска |
Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!» «Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз. | расчёска |
И побежала мышка дальше. | болтать палочкой в коробочке |
Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха. | дуть в расчёску с фольгой/ мирлитон |
Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!» «Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол. | дуть в расчёску с фольгой/ мирлитон |
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок. | резиночки или гитара |
Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? | резиночки или гитара |
И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку. | ксилофон / карандаши |
Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче: | ксилофон / карандаши |
«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать. | стук под фонограмму с танцевальной музыкой |
3. ЗАЯЦ В ЛЕСУ (2мин 52 сек. 10 шумов)
Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! | целлофан |
Испугался заяц и - бежать. Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, | трещотка |
а дятел на сосне как застучит! | коробочка /кастаньеты |
Бросился заяц бежать. | трещотка |
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. | ткань |
Побежал заяц из леса к речке. | барабан (быстро) |
А на берегу речки лягушки сидели. | тон-блок |
Увидели они зайца – и прыг в воду. | металлофон |
Заяц обрадовался и говорит: «А звери меня, зайца, боятся!» Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. | пальцами барабанить |
4. СТРАШНЫЙ ПЫХ (5 мин 58 сек 24 шума)
Жили-были дед да бабка и была у них внучка - Машенька. Дед мастерил: молотком стучал | барабан |
и пилой пилил. | рубель/ трещотка |
Бабка пол подметала | скрести барабан (щётка по барабану) |
И пыль вытирала. | гладить тряпкой барабан |
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала | ксилофон |
Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу | барабан |
Потом по камушкам, | ксилофон |
А потом по травке | целлофан |
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат | «жжжжжжжжжжжжжжж» |
и комарики пищат | «зззззззззззззз» |
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то на него как фыркнет: | фыркать: пых-пых-пых-пых… |
Дед испугался и домой побежал. | ксилофон и барабан |
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит». Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу | барабан |
потом по камушкам, | ксилофон |
а потом по травке. | целлофан |
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат | «жжжжжжжжжжжжжжж» |
и комарики пищат | «зззззззззззззз» |
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает: | фыркать |
Бабушка испугалась и домой побежала. | барабан |
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит». Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу, | барабан |
потом по камушкам | ксилофон |
а потом по травке. | целлофан |
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает: | фыркать |
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком. | гитара или натянутая резиночка |
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек. | ксилофон |
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал. | барабанить пальцами. |
5. ЗИМА В ЛЕСУ (3 мин 19 сек 10 шумов)
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. | трещотка |
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. | ложки |
И вот с неба стали падать снежинки. | металлофон |
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. | треугольник |
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. | шуршать бумагой |
У всех было много еды. Белки грызли орешки, | ксилофон |
Мышки грызли зёрнышки | тон - блок (рубель) |
В лесу шумел холодный зимний ветер. | дуть |
Но белочкам было тепло в гнёздах | цокать языком |
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. | пищать |
6. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА (4 мин 25 сек 10 шумов)
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит. | колокольчик |
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше. | звенеть колокольчиком |
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит. | дуть в бутылку |
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка. А я её сейчас утоплю! Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке. | барабанить пальцами |
Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду. | дуть через трубку в воду |
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала. | кастаньеты |
Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! | тарелка |
Уж лисичка его царапала – царапала, | пластик барабана |
стучала – стучала… | стучать по барабану |
Еле вырвалась! И скорей домой побежала. | барабанить пальцами |
7. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (4мин 46 сек 17 шумов)
Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком | пищать |
Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать: | пищать |
Курица осторожно постучала по яйцу. | постучать карандашом по столу |
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок: | пищать |
«С днём рожденья, малыш»,- сказала мама-курица. | коробочка |
А цыплёнок побежал за ней, вот так: | коробочка |
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с | ксилофон |
Мама – курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал тихий звон. | треугольник |
«Как красиво звонят»,- сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день рожденья? Надо об этом всем рассказать» И он подошёл к большой важной утке. | утиный манок/ крякнуть |
«Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок. | треугольник |
«Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта. | хрюкнуть |
«Слышите, как красиво звонят?» | треугольник |
«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошёл к чёрной кошку, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите как красиво звонят?». | тихонько постучать подушечками пальцев |
Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» И они пошли в курятник. | постучать по коробочке |
А в курятнике бегало много маленьких цыплят: | пищать |
«Слышите, как красиво звонят»,- спросил цыплёнок. | треугольник |
«Это потому, что у нас день рожденья!»,-запищали цыплята | похлопать в ладоши |
8. ПРИШЛА ВЕСНА (2 мин. 35 сек. 11 шумов)
Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. | металлофон |
Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять! | ксилофон |
Катя вышла во двор и залезла на горку. | ксилофон |
Она скатилась с горки | ксилофон |
И упала. | барабан |
Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли. | ксилофон и щётка |
Катя встала на ноги и отряхнула юбочку. | |
Катя увидела большую бабочку и побежала за ней. | ксилофон/коробочка |
Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки. | тарелочки |
Мама очень любит цветочки – сказала Катюша, и она собрала | металлофон |
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. | треугольник |
9. ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ (4 мин 6 шумов)
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. | треугольник или бокал |
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели. | две чашки или металлофон |
« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки | деревянные ложки |
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела: | баночка с крупой или маракасы |
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала. | коробка или барабан |
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол: | сковородка или тарелка |
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос. |
10. ТРИ ПОРОСЁНКА (7 мин 19 сек. 38 шумов)
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата. | хрюкать |
Целыми днями они бегали, | ксилофон |
прыгали по лужам | металлофон |
и выкапывали из земли вкусные корешки. | скрести палочкой ксилофон |
Но наступила осень, и стал часто идти дождь. | металлофон |
Поросята мокли и мёрзли. | голос: ввввввввввв |
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней. | барабан |
Средний брат построил себе домик из дощечек. | ксилофон |
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех. | целлофан |
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка. | голос в картонную? трубку |
Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросёнком. | барабанить пальцами |
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: | рычать |
В дверь застучал. | барабан |
Волк подул! | дуть в коробочку |
И соломенный домик разлетелся! | визг |
Поросёнок бросился бежать, | барабанить пальцами |
а волк за ним! | барабанить пальцами |
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! | удар в бубен |
Волк подбежал к дому и зарычал, | голос |
В дверь застучал. | барабан |
Волк подул!! | дуть |
И деревянный домик развалился! | ксилофон (глиссандо) |
Поросята бросились бежать, | барабанить пальцами |
а волк за ними! | барабанить пальцами по барабану |
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь! | барабан |
Волк подбежал к дому и зарычал, | рычать |
в дверь застучал, | барабан |
волк подул! | дуть |
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней. | дуть |
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!! | дуть |
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный. | бубен |
Они сняли крышку с большого котла, | тарелка/крышка кастрюли |
а в котле грелся суп. | дуть в воду через трубку |
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! | ксилофон глиссандо (нисходящее) |
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом! | тарелка/ крышки кастрюли? |
Волк выпрыгнул из котла! | барабан |
Выскочил из дома! | ксилофон глиссандо (восходящее) |
Побежал в лес! | барабан (стук пальцами) |
И поросята его больше никогда не видели! | хрюкать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...
«Сказки - шумелки»
Мастер – класс для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...
Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников
Опыт работы ...
Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"
Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....
Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"
Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...
Музыкальная дидактическая игра«Сказки шумелки»
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...
Музыкальные сказки с шумовым исполнением «Сказки-шумелки»
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...