Семинар-практикум для родителей "Предупреждение агрессивности у детей"
методическая разработка

Доронина Наталья Михайловна

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста посвящен теме детской агрессивности. Позволяет родителям познакомиться с понятиями "агрессия" и "агрессивность", причинами агрессивного поведения детей, факторами, способствующими формированию детской агрессивности, особенностями взаимодействия с такими детьми и способами коррекции агрессивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для родителей

«Предупреждение агрессивности  у детей».

Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии.

Задачи: - познакомить родителей с понятиями «агрессия» и «агрессивность»,  с причинами агрессивного поведения детей, факторами, способствующими формированию агрессивности;

- способствовать осознанию родителями собственного стиля  воспитания в ответ на агрессивные действия ребенка;

- ознакомить с особенностями взаимодействия с агрессивным ребенком и способами коррекции агрессивности у детей.

Материалы:  плакат «Кувшин эмоций», бланки «Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)»,  бумага для записей, старые газеты, «Стаканчики для крика», «Мешочек для криков», карандаши.

       Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить об очень актуальной проблеме – проблеме детской агрессии.

    Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для воспитателей детского сада, но и для родителей, кому-то из родителей приходится постоянно выслушивать жалобы в адрес своего ребенка, а кому-то приходится переживать за  ребенка, которого часто обижают, проявляют по отношению к нему агрессию.

     Конечно, можно все эти явления игнорировать, не замечать, не реагировать, надеясь, что дети подрастут и все изменится. Но как показывает педагогический опыт, если не предпринимать никаких действий, то  в школе эта проблема разрастается как снежный ком.  

    В дошкольном возрасте  агрессивность  находится в стадии своего становления, поэтому еще можно  предпринять своевременные корригирующие меры. 

     Какие? Давайте выясним вместе.  

     Прежде всего, давайте определим, что такое агрессия и агрессивность. Чем эти два понятия отличаются.

     Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический и моральный вред окружающим.

    А агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.  

     Человек может ситуационно проявить агрессию, но не быть агрессивным. А человек с повышенной агрессивностью проявляет агрессию довольно часто, во многих ситуациях, агрессия стала для него привычным способом реагирования при взаимодействии с окружающими людьми.

Причины агрессии.

       Почему ребенок проявляет агрессию, что он чувствует? Какие эмоции вызывают агрессивное поведение?

       Давайте представим «кувшин» наших эмоций.

В самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, злость, раздражение. Подумайте, а отчего возникают эти негативные чувства?

(Высказывания родителей)

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно…

Гнев, злость, раздражение – это чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина) боль, обида, страх.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.        

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся  окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Часто именно обида, страх, боль являются причиной агрессии ребенка.  А возникают эти чувства ((открывается 3 часть кувшина) от неудовлетворенных потребностей в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении.

     Потому что у любого человека есть базисные стремления «Я - хороший.  Я- любим. Я – могу! Я-ЕСТЬ» (открывает 4 часть кувшина).

     Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности – проявлять к ребенку  любовь и внимание. Любить его безусловно, потому что он есть, а не за то, какой он. Обычно свою досаду, раздражение мы взрослые выражаем более убедительно, нежели любовь.

      Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

                                            Факторы агрессивности.  

     На становление агрессивного поведения  ребенка влияют многие факторы, например некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут быть причиной агрессивного поведения.

      Но чаще причиной агрессивного поведения выступают  социальные факторы.

  1. В настоящее время появляется все больше исследований, подтверждающих тот факт, что сцены агрессии, жестокости и насилия,  демонстрируемые на экране телевизора,  способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Под воздействием таких сцен дети становятся готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль  со стороны родителей.

     

  1. Существует также связь между проявлениями детской агрессии и стилем воспитания в семье. Процесс формирования навыков контроля, сдерживания, преодоления агрессии начинается для ребенка в первую очередь в семье – в общении с родителями, братьями, сестрами, другими родственниками.

       Обратите внимание на таблицу «Стили родительского воспитания в ответ на агрессивные действия ребенка». (Раздать таблицы родителям).

        1. Если родители резко подавляют агрессивного ребенка, наказывают, говорят: «Прекрати!», «Не смей так говорить» и т.п., то ребенок может прекратить сейчас агрессивно себя вести, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте. Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. Такая стратегия  характерна в семьях,  где используют авторитарный стиль воспитания, который  совмещает в себе два принципа: «железный кулак» (жесткие требования) и «ежовые рукавицы» (тотальный контроль за их выполнением).

        2. Если родители игнорируют агрессивные вспышки ребенка,  делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал, ребенок продолжает действовать агрессивно, думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера. Эта достаточно распространённая модель семейного воспитания (Кумир семьи), формирующая склонность детей к агрессивному поведению. Детей в таких семьях балуют, во всем потакают им, выполняют все их прихоти.

     3.  Если родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим, объясняя,   как надо вести себя в определенных ситуациях, то ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей.

   

Стили родительского воспитания в ответ на агрессивные действия ребенка

Стратегии

Воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения

ребенка

Почему ребенок так поступает

1. Резкое подавление агрессивного поведения ребенка.

«Прекрати!»,

«Не смей так говорить» и т.п..

Родители наказывают ребенка.

Агрессивный

(ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте).

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

2. Игнорирование агрессивных вспышек ребенка.

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал.

Агрессивный

(ребенок продолжает действовать агрессивно).

Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

3. Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом.

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей.

  1.  Причиной агрессивного поведения ребенка может быть и недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Если родители большую часть своего внимания уделяют не общению с ребенком, а присмотру за ним, уходу, поучениям и наставлениям.

Как можно помочь агрессивным детям?

Существует три основных этапа в работе с агрессией ребенка.

  1. Работа с гневом.

   В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода, то мы превращаемся в копилку гнева, а это сродни мине замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна,  то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.

  От негативных эмоций нужно освобождаться, но социально приемлемыми способами, не приносящими вред окружающим. Кстати, они будут полезны не только детям, но и взрослым. Так что можно осваивать их вместе с ребенком и применять по мере необходимости в своей жизни, тем самым,  показывая пример.

А как вы  каждый из вас выражает свою злость?  (Ответы родителей).

А сейчас я познакомлю вас со способами, которые советуют использовать психологи.

    «Недружеский шарж». В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань, привлекая все новых и новых “зрителей”.

      “Мешочек для криков”.

     Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”.  Когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего гнева.

    Физические способы отреагирования гнева.

    Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

«Листок гнева».

    Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено чудовище в виде гнева и инструкция: «Скомкай и швырни в угол».

     Детям этот способ недостаточен. Им стоит предложить  комкать, рвать, кусать, пинать листок гнева то тех пор, пока не почувствуешь ослабление негативных чувств.

     После этого попросите окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки и выбросить в мусор. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить.

 «Подушка для пинаний»

      Видя, что ребенок испытывает негативные чувства, не может с ними справиться, можно предложить подушку для пинаний. Особенно этот способ подходит детям, которые склонны проявлять физическую агрессию. Заведите ребенку дома подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать, колотить, когда почувствует себя рассерженным.

Аналогом подушки может служить надувной резиновый молоток или боксерская груша.

«Рубка дров».

        Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и эмоционального напряжения и получить заряд бодрости.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как рубят дрова? Как держат топор? В какой позе стоят? Куда кладут бревно? Вокруг должно быть достаточно места. Полезно давать вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить «Ха!».

      Физические упражнения – прекрасное средство отреагирования негативных эмоций и снятия напряжения.

       Существуют и другие способы выплескивания гнева (раздать памятки).

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

    Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

    Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребенка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.

    Для того чтобы дети могли правильно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя.

  • Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно…первое, что нужно сделать, - дать понять, что вы знаете о его переживаниях, слышите его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что,  по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство. Например, Ребенок: «Он отнял мою машинку!» мама: «Я тебя понимаю. Ты очень огорчен и рассержен на него…». Сын: «Я больше не пойду в детский сад!»  Мама: «Ты, наверное, чем-то  обижен, расстроен …»).

3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

      Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

       Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты – негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны», таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете - вы говорите о себе и о своих ощущениях.

Заключительная часть.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.   Психолог благодарит родителей за проделанную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное дес...

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

Семинар - практикум «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет включая детей ОВЗ»

Здесь материал о маленьких детках, которые только-только пришли к нам в детский сад, но и поговорим мы и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...