Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимы также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического развития детей
в старшем дошкольном возрасте
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимы также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе. Они являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, продавец, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Также формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности), зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как мячик).
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Уже в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.
Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что обычно говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства детей самооценка умений становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". Его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6 – 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".
На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Основные признаки: потеря непосредственности, манерничание и т.п.
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
• ориентировку в окружающем;
• запас знаний;
• развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);
• развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);
• развитие произвольного внимания.
Мотивационная готовность к школе включает в себя внутреннюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-415653-1394127204.jpg)
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте »
Родительское собрание представлено в форме деловой игры с рассмотрением конкретных ситуаций. Предлагается памятка для родителей, как нужно или нельзя играть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-658966-1440792216.jpg)
«Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте»
Цель родительского собрания– повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-1036863-1525898743.jpg)
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-984425-1517330995.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1063207-1538165993.jpg)
Особенности речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте. Как развивать речь детей в 3-4 года.
Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306469-1611073569.jpg)
Статья "Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте"
Психолого-возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте...