Артикуляционная гимнастика в сказках. Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков. К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. «Карлсон, который живет на крыше» (постановка звука [р]) Высоко на крыше живет Карлсон. Дети тянутся кончиком языка к носу. Он веселый, толстый. Улыбаются, надувают щеки. Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны. Выполняют упражнения «Качели», «Часики». Потом он умывается. Облизывают губы по часовой стрелке и против нее. Наводит чистоту в своем доме на крыше. Имитируют чистку верхних и нижних зубов. Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем. Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье». После завтрака Карлсон заводит моторчик. «Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д. Он сломался — не заводится. «Смазывают» моторчик мёдом. Поглаживание язычка губами. Проверяет, крепкий ли мотор. Выполняют упражнение «Грибок». Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу. Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит) «Буратино» (постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах) Жил-был в домике папа Карло. Дети открывают рот. Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка. Надувают щеки. Постучал топором, пожужжал пилой. Произносят: д-д-д, дж-дж-дж. Получился мальчик веселый, с длинным носом. Улыбаются, имитируют движения иглой. Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый. Выполняют упражнение «Часики». Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался. Выполняют упражнение «Медленная лошадка». Стало ему скучно. Начал он бегать. Выполняют упражнение «Быстрая лошадка». И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом. Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка». «Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка». Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу. Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его. Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую). Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь. Выполняют упражнение «Заборчик». В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать. Покусывают кончик языка. Буратино плачет, просит прощения. Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы. Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост. Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл. Крыса сердится. Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы. Буратино ее передразнивает. Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)». Крыса показала ему свои острые зубы. Выполняют упражнения «Забор». Буратино задрожал и больше крысу не обижал. Произносят: др-р-р-р. «Муха-цокотуха» Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Дети выполняют упражнение «Лошадка». Муха денежку нашла. Выполняют упражнение «Грибок». Пошла Муха на базар Выполняют упражнение «Лошадка». И купила самовар. Надувают щеки. «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу». Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка». Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали. Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши. Приходила к Мухе бабушка-пчела, Выполняют упражнение «Лошадка». Мухе-цокотухе меду принесла. Выполняют упражнение «Чашечка». Бабочка-красавица, кушайте варенье, Или вам не нравится наше угощенье? Выполняют упражнение «Вкусное варенье». Вдруг какой-то старичок- паучок Надувают щеки. Нашу Муху в уголок поволок. Выполняют упражнение «Часики». Хочет бедную убить, Покусывают кончик языка. Цокотуху погубить. Выполняют упражнение «Грибок». Вдруг откуда-то летит Маленький комарик, А в руке его горит Маленький фонарик. Произносят: з-з-з. «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!» Произносят: ц-ц-ц. Подлетает к пауку, Шпагу вынимает И ему на всем скаку голову срубает. Произносят: з-з-з. Муху за руку берёт Произносят: ш-ш-ш. И к окошечку ведет. Прижимают широкий язык к верхним зубам. Я злодея погубил, Я тебя освободил. И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться». Произносят: з-з-з.
Сказка «О Веселом Язычке» Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
|