Игровой материал по развитию речи детей "Играем вместе" с 20.04.-26.04.2020г.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Лексические темы недели по Праограмме "Мозаика"
Волшебница вода. Реки весной. (младшая группа)
Домашние животные. (средняя группа)
Весенние ручейки. (старшая группа)
Волшебство, которое радует. Вода-водица. (подготовительная группа0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебница вода (младшая группа) | 14.57 КБ |
Волшебница вода (младшая группа) продолжение | 14.46 КБ |
Домашние животные (средняя группа) | 46 КБ |
Весенние ручейки (старшая группа) | 17.14 КБ |
Вода-водица. Первоцветы. (подготовительная группа) | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебница вода. Реки весной.
Игра с прищепками «Тучки и солнышко»
Оборудование: прищепки, солнышко, тучка.
- Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок. - Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер нагнал тучи, снова пошел дождик.
"Капля"
Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку
Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно
А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут.
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.
«Путешествие Ручейка»
Ручеек в лесу бежал Трут ладошкой о ладошку
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Дети ритмично постукивают
Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.
Ручеек зайчонку вторит:
Дзынь-дзынь-дзынь, Ритмично «выбрасывают»
дзынь-дзынь-дзынь. пальцы из сжатого кулака.
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, Ритмично покачивают головой.
динь-динь-динь.
Белочка спустилась с ветки Пальцы в замок, щёлкают ладонями
И орешками — хрум-хрум.
Тук-тук-тук — с березы дятел. Постукивают кулачком о кулачок
Ах, какой поднялся шум! Качают головой, ладонями прижаты
к ушам
А теперь наши ручейки соберутся ( собирает у детей полоски) и превратятся в целую речку.
«Моем руки»
«Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (потираем ладошку о ладошку) Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! (имитируем стряхивание воды)
Полотенчиком пушистым
вытрем ручки очень быстро («вытираем» руки).
«Лодочка и пароход»
«Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт (руки соединены «ковшом», большие пальцы прижаты к ладоням.
Пароход плывет по речке, И труба дымит, как печка (большие пальцы соединяем и поднимаем вверх, изображая трубу)».
Мышка мыла лапку
Мышка мылом мыла лапку: (Имитация мытья рук.)
Каждый пальчик по порядку. (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)
Вот намылила Большой, (Соответственно.)
Сполоснув затем водой. (Встряхнуть кистями рук.)
Не забыла и Указку, (Потереть указательный палец.)
Смыв с него и пыль, и краску.
Средний мылила усердно, - (Соответственно.)
Самый грязный был, наверно!
Безымянный тёрла пастой: (Потереть щепотью указательный палец.)
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла: (Движения выполняются очень быстро.)
Очень он боялся мыла!
«Назови ласково» (можно использовать мяч)
Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Солнце – солнышко Сосулька – сосулечка Дождь – дождик Вода – водичка Река – речка и т.д.
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебство, которое помогает. Волшебница вода.
Артикуляционная гимнастика (вода умеет издавать различные звуки)
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем)
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим?
Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Прочитайте детям
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .(Н. Рыжова)
Вопрос к детям: Где живет вода? Для чего она нам нужна?
Игра «Ходят капельки по кругу»
Для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь)
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Опыт № 1. Вода – это жидкость
(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать, выливать, заливать, отливать и т.д
Опыт № 2 В человеке есть вода
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Домашние животные.
Лексика:
Предметы: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кролик, кот, котенок, крольчонок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, грива, копыта, стойло, пойло, хлев, сено, свинарник, польза.
Действия: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, поить, чистить, доить, сторожить, охранять.
Признаки: домашний, теплый, полезный, умный, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый.
- Пальчиковая гимнастика «Коготочки»
У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев рук к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. В течение всего четверостишия вращать кистями.)
- Координация речи с движением «Кролики»
Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали. - Идут по кругу,
Шустренькие кролики - Прыгают по кругу,
То ложились, То кружились - Приседают. Кружатся,
В своем теплом домике.
Лапками стучали. Весело пищали. - Хлопают в ладоши.
Мы зверькам не травки жесткой —
Клеверу достанем... - Идут по кругу,
Вырастайте с нежной шерсткой - Прыгают по кругу.
С круглыми хвостами.
- Беседа по теме:
Знать названия домашних животных, их внешний вид и отличительные особенности; кто и как за ними ухаживает, чем их кормят; как называются детеныши домашних животных; какую пользу приносят домашние животные; как называются жилища домашних животных.
- Игры с лексическим словарём:
- «Скажи наоборот»
Большой – маленький;
широкий - узкий,
пушистая -……………….,
горький -……….………..,
мягкий -………………….,
веселый -……..………….,
теплое -……………….….,
чистая -………..…………,
белый -………….……….,
быстрый -…………….… .
- «Подбери 5 признаков»
Кошка какая? – ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая, ловкая,
Собака - …………………………………………………………………………………………, Свинья - …………………………………………………………………………………………., Овца - …………………………………………………………………………………………….., Корова - ……………………………………………………………………………………………, Лошадь - ……………………………………………………………………………………………, Кролик - ……………………………………………………………………………………………..
- «Назови семью»
Кот - кошка – котенок (котята);
Пёс – собака – щенок (щенята);
боров –……………………………………………..;
баран - ……………………………………………..;
бык - ……………………………………………….;
конь - ……………………………………………….;
кролик - …………………………………………….;
козёл - ……………………………………………….
- «Кто чем питается»
Кошка – молоком, ………………………………………………………;
собака – мясом,……………………………………….………………….;
корова -………………………………………………………..………….;
овца -……..……………………………………………….….…………....;
коза-………………………………………………….……………………;
кролик -…………………………………………………………..……….;
лошадь -…………………………………………………………..………;
свинья -………………………………………………..………………… .
- Игры по связной речи:
- Составь описательный рассказ о каком-нибудь домашнем животном по плану:
1. Кто это? 2. Где живёт? 3. Внешний вид, части тела, (особенности внешнего вида) 4. Чем питается? 5. Какие повадки (особенности поведения)? 6. Чем тебе нравится (своё отношение)?
Предварительный просмотр:
Тема: Весенние ручейки.
«Весна»
«Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши
Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам
Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку
И на крышах талый снег - гладят себя по голове
А у всех людей весною – кружатся вокруг себя
Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются.
"Капля"
Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку
Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно
А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут
Мы зонты свои откроем, От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.
«Диалог Зимы и весны»
Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора!
А Зима в ответ» Дети: - «Нет, нет, нет!»
Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»
Дети: - «Да, да, да!»
Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»
Дети: - «Ах, ах, ах!»
Воспитатель: - «А на речке треснул лед?» Дети: - «Ой, ой, ой!»
«Назови ласково» (можно использовать мяч)
Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Солнце – солнышко Сосулька – сосулечка Дождь – дождик Ручей- ручеек Река – речка и т.д.
ВЕСЁЛЫЙ РУЧЕЁК
С полей сошел снежок,
Проснулся ручеек:
Бежит он по лугам,
По рощам и садам.
Ручеёк, ручеёк,
Как ты к нам,
Пробраться смог?
— Я лишь весело журчал,
— И ни капли не ворчал.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул…
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
А теперь наши ручейки соберутся и превратятся в целую речку.
Диалог Весны и ручейка.
Весна: Ручеёк, куда бежишь
-Ручеёк, куда бежишь?
Ты так весело журчишь!
-Тороплюсь я на поля.
Позвонила мне земля
И сказала: - Умираю, Жажда мучает меня!
Всё, пока! Надо спешить,
Буду землю я поить.
Ей весной вода нужна,
Чтоб всходили семена.
Играем вместе с ребенком в диалог (меняемся ролями) по тексту.
Сказка о ручейке. Эстер Адам
В далекой горной стране жили по соседству озеро и ручеек. Озеро располагалось у подножья горы, а ручеек брал свое начало чуть выше, на самой горе.
Озеро очень гордилось собой.
– Посмотри, ручеек, какое я красивое, большое и чистое!
– Да, – согласился ручеек, – ты очень красивое. И наверное, у тебя много друзей. Ведь ты такое большое, что можешь дарить свои воды всем, кто хочет пить. А я маленький и никто меня не замечает.
– Ха-ха-ха! – рассмеялось озеро. – Зачем мне раздавать свои воды другим?
Так я тоже стану маленьким. Подошел как-то к озеру горный козлик.
– Красивое озеро, я сбился с пути и очень давно не пил. Можно мне попить твоей воды?
– Поищи водицы в другом месте, – возмутилось озеро.
– И не касайся меня своими грязными копытцами.
Козлик расстроился, но делать нечего. Он уже собрался уходить, как вдруг услышал чей-то тихий голос:
– Ко-о-злик, иди ко мне. Я маленький незаметный ручеек, но моей воды для тебя хватит. Пей сколько хочешь.
– Большое спасибо, ручеек, ты меня очень выручил!
Прилетели как-то ласточки.
– Озеро, мы очень устали, а впереди еще долгий путь. Разреши нам напиться.
– Вот еще, – рассердилось озеро. – На ваших крылышках пыль,а я пыли не переношу. Улетайте!
Ласточки уже поднялись в воздух, но тут услышали, что их кто-то зовет:
– Ласточки, милые ласточки, летите ко мне. Я маленький незаметный ручеек,
но моей воды хватит для всех вас. Пейте сколько хотите!
– Спасибо тебе, маленький ручеек, – сказали ласточки утолив жажду.
– Ты настоящий друг! звери, прилетали птицы. Все они просили помощи у озера, и всем помогал ручеек.
Но вот однажды... Это случилось внезапно, жарким летним днем.
– По-мо-ги-и-те, помогите! – кричал мышонок. Он вприпрыжку подбежал
к озеру и едва перевел дух.
– Озеро, помоги зайцу, он сломал лапку и не может идти. Он давно не пил,
ему очень нужна вода.
– А я тут при чем, – удивилось озеро?
– Если ты выплеснешь немного воды, она добежит до зайчика и даст ему напиться.
– Глупости, – отмахнулось озеро.
– Мышонок, – позвал ручеек, – может быть, я могу помочь?
– Ты очень добрый, но маленький. Твоей воды не хватит, чтобы добежать до зайчика.
– Погоди, я, кажется, придумал, – сказал ручеек.
– Матушка гора! Матушка гора! – закричал он.
Но гора согрелась на солнце и крепко спала.
– Ну-ка, помоги мне, мышонок. И вместе они позвали:
– Матушка гора!!!
– Что-то вы сильно расшумелись, малыши, – проснулась гора.
– Что случилось?
– Заяц сломал лапку, – объяснил ручеек. – Ему нужна вода, я должен ему помочь!
– Но как? Ты ведь такой маленький?
– На твоей вершине лежит снег. Под солнечными лучами он тает и превращается в воду.
Дай мне немного этой воды, и я смогу помочь зайцу.
– Хоть ты и маленький, у тебя очень большое желание помочь другим.
Я сделаю то, что ты просишь, – ответила гора.
И в тот же миг вся вода, которая до этого с вершины горы стекала в озеро, потекла в сторону ручейка.
Озеро и охнуть не успело, как превратилось в засыхающее болото.
А ручеек превратился в большой, веселый поток. Он быстро добрался до зайца, напоил его, промыл ему ранку и побежал дальше к морю, одаривая всех чистой, холодной водой.
– Видите этот поток? – говорили друг другу зверушки.
– Когда-то он был маленьким ручейком, но желание помочь другим превратило его в широкую, полноводную реку.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Весна. Вода-водица. Первоцветы.
Предметы: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик, мимоза, тюльпан, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, гвоздика, природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, букет, венок, стебель, лист, бутон, корень.
Действия: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать, фотографировать, рвать, собирать, пахнуть.
Признаки: полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, хрупкий, нежный, душистый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.
- Артикуляционная гимнастика «Лопата копает», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Индюк» ежедневно по 10-15мин. Перед зеркалом.
- Пальчиковая гимнастика.
Наши алые цветки (Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки)
Распускают лепестки. (Раскрыть ладони в виде чашечки)
Ветерок чуть дышит, (Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки)
Лепестки колышет. (движения из стороны в сторону)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (Ладони закрываются)
Тихо засыпают,
Головой качают. (Покачать кистями рук)
- Координация речи с движением.
На лужайке возле дома | Стоят лицом в круг, сложив ладони | |
Дремлет розовая дрема. | под правой щекой, закрыв глаза, рас- | |
качиваются из стороны в сторону. | ||
Наклонилась, растрепалась | Наклоняются, опускают руки, про- | |
Разрумянилась от сна. | должают раскачиваться. | |
Если дрема вам попалась, | Берутся за руки, бегут по кругу. | |
Значит, кончилась весна. |
- Беседа по теме:
Какие изменения в природе произошли весной? Какие цветы появляются в мае? Почему их называют первоцветами? Какие цветы появляются весной? рассмотреть и назвать их части. Обратить внимание на цвет и запах цветов. Объяснить происхождение названий «подснежник», «мать-и-мачеха», «одуванчик».
- Игры с лексическим словарём:
- «Назови ласково»
Цветок - цветочек, лужа -………………., ручей, ……………., верба -…….………., почка -…….……….., поле -…………….., луг -…….……….., опушка -……………….., венок -………………….., стебель -……..……….., лист -………………, бутон -……..……, лепесток -….…….….., корень -…..………….. .
- «Один-много» (контроль за окончаниями слов)
- 1 прозрачная лужа – много прозрачных луж, 1 красивый цветок -………………….,
- 1 весенняя капель -….……………, 1 нежный лепесток -………………………………,
- 1 лесной ландыш ……….…………………, 1 маленький бутон -……………………….
- «Подбери признак» (5 – 7 признаков):
одуванчик (какой?) - …………………………………………………………………..….., мать-и-мачеха (какая?) - ………………………………………………………………….., подснежник (какой?) - ……………………………………………………………………..
- Подобрать слова-родственники к слову:
- ЦВЕТОК - цветочные, цветник, ………………………………………………………….
- «Сосчитай от 1 до 5» (контроль за окончаниями слов):
- 1маленький подснежник, ………………………………………………………………,
- 1звонкий ручеек, ……………………………………………………………………..…,
- 1 душистая мимоза, ……………………………………………………………………..,
- 1 тоненький ландыш, ……………………………………………………………………
6. Игры по обучению грамоте:
- «1,2,3! Звук лови!» (звук З, затем Зь). Взрослый называет разные звуки, ребенок на слух определяет нужный звук и хлопет в ладоши, играем поочередно с каждым звуком.
- Найти среди первоцветов слова со звуками З и Зь.
- Выделить в каждом названии цветка первый и последний звук.
7. Игры по связной речи:
- Закончи каждое предложение словами «Весенние цветы»:
- Это…(весенние цветы). На другой планете нет …………………………………….…
Я очень рад(а) ……………………..Я люблю дарить………………………….................
Полянка украсилась (чем ?) ………………….Я буду вспоминать………………..….....
- Нарисовать картинки со звуком З и определить место звука в слове (в начале, середине, конце)
Со звуком Зь и определить место звука в слове (в начале, середине, конце)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Учебно-методический и игровой материал по развитию речи в помощь родителям дпя самостоятельных занятий с детьми 4-7 лет...
Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...
Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия" учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и...
Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.
В рамках решения годовой задачи в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности и успешности педагогов ...
Игровой материал для развития речи детей "Играем вместе с родителями" с 06.04.-12.04. 2020.
Речевые пятиминутки для работы с детьми дошкольных групп по лексической теме "Космос" (программа "Мозаика")...
Развитие речи. Дидактические игры. Младший и средний возраст. 2020г.
Развитие речи. Дидактические игры. Младший и средний возраст .2020г....
Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...