Психологические игровые материалы для родителей и детей в домашних условиях
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В период самоизоляции многие родители сталкиваются с проблемой досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста. Считаю своей задачей помочь в решении данной проблемы. Предлагаю вниманию коллег, родителей и их детей данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_igrovye_materialy_dlya_roditeley_i_detey_v_domashnih_usloviyah.docx | 584.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические игровые материалы для родителей и детей
в домашних условиях
Блок 1
«Родина моя»
Возрастная категория- старшая и подготовительная группа
1. Уважаемые родители, побеседуйте с ребёнком на тему:
- Россия – это страна, в которой мы живём;
- Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира;
- Какие народы проживают в России?
- Какой город является столицей нашей Родины?
- Глава Российского государства – Президент. Скажи, как его зовут (фамилия, имя, отчество).
- Почему мы называем Россию Родиной?
- Почему мы зовём Россию Матушкой?
2. Нарисуй свою малую Родину.
Это могут быть твой город, дом или улица, твоя семья или друзья.
3. Расскажи, кто изображён на гербе России?
- Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
- Что ты можешь сказать об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу;
- Орёл – гордый, свободный,…
4. Флаг, как и герб, - символ государства.
- Какого цвета полосы на флаге России? Нарисуй и раскрась флаг России.
Какое значение на Руси имел красный цвет?
5. Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского.
Наше отечество
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
( По К. Д. Ушинскому)
6. Предложите ребёнку выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору).
РОДИНА
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей .
Есть и клёны , и дубы ,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев
ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА
-— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
— Утром надо мной
Поёт синичка —
Оттого и звонкая
Водичка!
— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты чистая
Такая?
— Чистым голоском
Поёт синичка —
Оттого и чистая
Водичка!
— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты Синяя такая?
— В родничке
Купается синичка —
Оттого и синяя
Водичка!
В. Орлов
7. Прочитайте (спойте) ребёнку гимн России. Побеседуйте с ребёнком. Помогите ему ответить на вопросы.
- В каких случаях исполняется гимн России?
- Назови авторов стихов и музыки гимна России.
Автор пишет о России: священная, любимая, родная.
- Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?
- Какие слова выражают чувство гордости за Родину?
- Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?
Блок II
«Родина моя»
Возрастная категория: 3-7 лет
Тема:
«Начинается Родина с детства,
с материнской, отцовской любви!»
Сказка «Сердце матери» М. Скребцова.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки выстояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы-матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьется в нем материнское сердце...
Проведите после прочтения сказки с ребенком беседу:
- Это материнское сердце. Давай назовем сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие (Все названные сокровища можно написать на вырезанном из бумаги заранее сердце ).
Упражнение – бодрячок «Покажи свой народ»
Подумайте о том, какой жест, движение, танец или песня могли бы наиболее точно представить народ, к которому они принадлежат, затем показать это ребенку. Так, русский народ может быть представлен, например, таким движением, как «земной поклон», грузинский – танцем «лезгинка» и.т.д. Попытайтесь вместе с ребенком изобразить это под музыку.
Упражнение «Да, я горжусь своей страной» (флажок имитирующий флаг России передается друг другу, как эстафетная палочка).
Попеременно с ребенком постарайтесь заканчить предложение «Да, я горжусь своей страной потому, что…».
- Важно ли для человека испытывать гордость за свою страну?
- Важно ли для государства, чтобы его граждане гордились своей страной?
Упражнение. «Рассказ от имени национального блюда»
Каждый член семьи пытается изобразить русское национальное блюдо, описывая вкус и то, как это готовят, как оно выглядит. Остальные пытаются отгадать название.
Упражнение «Умный Яша» из «Необычного задачника для обычного гражданина» (А.С. Прутченков)
Жила-была бабушка. Звали ее Светлана Петровна. А бабушки было три внука. Одного звали Яша, второго - Саша, а третьего - Паша. Бабушка к празднику купила трем своим внукам 12 конфет и попросила их разделить между собой. Паша думал недолго и просто разделил по 4 конфеты каждому (Яше, Саше и себе). Саша подумал немного дольше и разделил по 3 конфеты каждому (бабушке, Яше, Паше и себе). А Яша еще дольше думал и предложил свой вариант, с которым согласились и Саша, и Паша, и бабушка.
Что придумал умный Яша? И как бы ты поделил подарок бабушки?
Ответ к задаче: Яша предложил следующий способ разделить 12 конфет: по 2 конфеты каждому внуку, а остальные самой бабушке, папе и маме, т.е. всем поровну (2 х 6 == 12). А у тебя какой ответ? Как ты разделил этот подарок бабушки?
Анализ результатов работы с родителями по формированию гражданской идентичности
1. Упражнение «Девиз на футболке».
- Раньше каждая русская женщина умела не только шить, но и так украшать одежду, чтобы она оберегала, помогала родным людям.
Возьмите подходящую футболку, прикрепите к ней лист бумаги формата А-4, выберите подходящий для каждого члена семьи цвет и нарисуйте для него эмблему, при этом цвет должен соответствовать его характеру. А надпись и рисунок на этой футболке будут напоминать о чем-то самом важном, чему вы, уважаемые родители, учили своего ребенка.
Рефлексия
После игры с детьми, проведите с ними беседу:
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- Какие упражнения были особенно интересны, какие трудными?
- Что полезного вы получили?
- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в этой игре?
Блок III
Возрастная категория: 3-7 лет
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Часть 1. «Я»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ САМОУВАЖЕНИЯ РЕБЕНКА,
С З-х ЛЕТ
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Взрослый держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает поздороваться с котенком. Ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
2. «Котик ласкает»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Как и в предыдущем упражнении, взрослый держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т.д. Затем ребенок берет в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
3. «Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель:способствовать развитию спонтанности детей.
Ребенок ходит по комнате. Взрослый говорит: «Сейчас ты будешь превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» — нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгай, как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ребенок замирает в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам взрослый, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше взрослый может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».
4. «Превратись в пластилинчик»
Цель:способствовать развитию спонтанности детей.
Взрослый предлагает ребенку представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Взрослый разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Ребенок угадывает, какое животное было вылеплено.
5. «Ау!»
Цель:способствовать развитию самоуважения детей.
Ребенок поворачивается спиной к взрослому — он потерялся в лесу. Другие члены семьи по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
С 4-х ЛЕТ:
«Кто перед тобой — рассмотри в дырочку»
Цель:способствовать развитию самоуважения детей.
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Ребенок рассматривает через нее предметы в комнате и называет их. Также можно называть имена родных людей, которые в данный момент рядом.
«Капелька, льдинка, снежинка»
Цель: способствовать самовыражению детей.
С помощью взрослого ребенок изображает капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).
18. «Потерялась девочка»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Взрослый «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей из группы в детском саду. Ребенок должен узнать своего товарища.
19. «Ролевая гимнастика»
Цели:
- расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей;
- способствовать развитию спонтанности детей;
- облегчить проявление чувства гнева.
Вариант 1. Ребенок учится принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его.
Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).
20. «Пряничная куколка»
Цель: содействовать развитию у детей положительного образа Я.
В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».
С 5 ЛЕТ
«Мимическая гимнастика»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей.
Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся семья и повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.
«Я очень хороший»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Взрослый предлагает повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
«Скажи Мишке добрые слова»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Члены семьи перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем кто-то из взрослых «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), говорить ребенку в роли мишки добрые слова.
«Непослушные подушки»
Цель: предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.
Взрослый рассказывает о том, что у них в комнате появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т.п. Затем предлагает ребенку поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок. Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
«Обезьянки»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это взрослый, а затем ребенок) становится водящим — начинает кривляться, а взрослый повторяет его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.
С 6 ЛЕТ
«Неправильный рисунок»
Цель: способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.
Ребенку предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если он пытается уточнить, что это значит, то взрослый ни в коем случае не должен давать каких-либо конкретных указаний по этому поводу, а также приводить примеры и т.п. После того как рисунки сделаны, дети объясняют, почему их собственный рисунок можно назвать неправильным, с чьей точки зрения он является неправильным.
«Сделай неправильный рисунок из правильного»
Цель: способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.
Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен ребенок в знакомых ситуациях: на занятиях в саду, с мамой на прогулке и т.п. Ребенок получает карточку с рисунком и должен дорисовать его так, чтобы он стал «неправильным».
«Давай все пачкать»
Цель:способствовать расширению ролевого репертуара.
Взрослый просит ребенка придумать как можно больше способов испачкать тетрадку (положить на нее пирожок, вытереть грязные руки и т.п.). Для того чтобы придать упражнению соревновательный характер, можно объявить конкурс — кто придумает больше способов? Вариант этого же упражнения: взрослый предлагает придумать, как за 5 минут навести самый большой беспорядок в комнате. После этого дети рисуют придуманное.
«Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)»
Цели:
- содействовать проявлению истинных чувств детей;
- предоставить детям возможность получения опыта «плохого ребенка».
Ребенок должен изобразить один день из жизни плохого мальчика (девочки): он спит (ложится на стулья), просыпается, идет в сад, возвращается, играет, ложится спать и т.п. Взрослый при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играют роли плохих мамы, воспитательницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулируя при этом проявление агрессии со стороны ребенка (осуждают его, наказывают и т.п.).
После того как ситуация проиграна, ребенок изображает один день из жизни хорошего мальчика (девочки), соответственно взрослые подыгрывают ему, изображая любящих его маму, папу, воспитательницу и т.п.
«Рисунок имени»
Цель:содействовать повышению самоуважения детей.
Взрослый просит ребенка представить, что он уже вырос и стал известным мореплавателем, врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь него. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Ребенок с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное. (Если дети не умеют писать, им помогает взрослый.)
С 7 ЛЕТ
«4 вопроса — 4 рисунка»
Цель:помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.
Взрослый дает ребенку лист, разделенный на 4 равные части. Правила игры следующие: взрослый задает 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые ребенок отвечает маленькими рисунками. Затем ребенок показывает свои рисунки, а взрослый пытается догадаться, какие рисунки соответствуют каким вопросам. При этом все обсуждают содержание рисунков, сравнивают их между собой.
«Слова»
Цель: помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.
Ребенок берет из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для него, например: «Злость», «Опоздание», «Наказание», «Страх», и т.п. Затем он придумывает, что значат для него эти слова. Например: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т.п.
«Портрет моего хорошего Я»
Цель:способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.
Для ребенка заранее готовится лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии (можно использовать для этого рис. 4 — см. Приложение). Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества.
«Волшебный попугай»
Цель:способствовать повышению уверенности в себе.
Для игры взрослый заранее готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные ребенку. Например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут уважать тебя еще больше», и т.п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать билетики». В процессе игры ребенок вытягивает у попугая билетик и решает, на сколько подходит ему то или иное высказывание.
«Свечка»
Цель: помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.
Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока он не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем ребенок рассказывает, что удалось увидеть в пламени свечи.
«Каким я буду, когда вырасту?»
Цель:способствовать повышению самоуважения детей.
Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослыми. Рассмотри, как одет, что делаешь, какие люди окружают. Эти люди тебя очень-очень любят. За что они тебя любят? Может быть, за отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь открой глаза и расскажи, какими ты станешь, когда вырастешь? Какие качества будут нравиться окружающим?»
«Гу-гу»
Цель:способствовать самовыражению детей.
Взрослый заранее готовит карточки с написанными на них различными слогами, например, «гу-гу» или «гур-гур» и т.п. Ребенок берет по одной карточке и читает слог с разными чувствами, например, с чувством гнева, страха, радости, удивления и т.п.
«Шаги правды»
Цель: способствовать повышению рефлексии детей.
Взрослый заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу — от одной стены до другой. Ребенок становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным.
Приятного досуга в кругу семьи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"
Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок д...
Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"
Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях". Не для кого не секрет, что здоровье детей - самое главное богатство родителей. Как укрепить здоровье детей, как сделать белее устойчивыми ...
Консультация для родителей "Закаливание в домашних условиях"
В статье предствлены основные принципы закаливающих процедур, методы и рекомендации для успешного внедрения системы в домашних условиях....
"Поиграем!" Игровые упражнения с детьми в домашних условиях.
Представленные игровые упражнения направлены на обогащение словарного запаса детей; развитие мышления; они интересны, лаконичны....
Игровая терапия для детей в домашних условиях
Консультация для родителей по игротерапии в домашних условиях...
"Игровые приемы автоматизации звуков в домашних условиях"
Представлены игровые приемы, которые могут использовать родители в домашних условия для автоматизации поставленных звуков....
"Игровые приемы автоматизации звуков в домашних условиях"
Представлены игровые приемы, которые могут использовать родители в домашних условия для автоматизации поставленных звуков....
- Мне нравится (1)