Экология в жизни ребенка
консультация (старшая группа)
Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Х.К. Андерсен.
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_v_zhizni_rebenka.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология в жизни ребенка
Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Х.К. Андерсен.
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности». В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.
Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет общемировой характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в эффективных решениях, требует совместных усилий государств и народов. Не зря, 2017 год был объявлен годом Экологии.
«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах
и явлениях.
Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между
ними.
Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Основные цели и задачи экологического воспитания:
- формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам;
- повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности;
- формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной угрозой экологии.
В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды деятельности:
- Сюжетно – ролевая игра;
- Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых объектов в зеленой зоне;
- Детское творчество на основе впечатлений от природы;
- Общение с природой;
- Экспериментирование;
- Речевая деятельность;
- Наблюдение;
- Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание с о все процессом развития личности маленького человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экология в жизни ребенка
Экологическому воспитанию отводится огромная роль в современном образовательном процессе. Кроме того экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесторонеего развити...
консультация для родителей "Экология в жизни ребенка"
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экол...
Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»
Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»...
Консультация для родителей по теме: «Экология в жизни ребенка»
Консультация для родителей по теме: «Экология в жизни ребенка»Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представл...
Статья на тему "Экология в жизни ребенка"
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности....
Экология в жизни ребенка
Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...
Статья на тему: "Экология в жизни ребенка."
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкол...