Статья на тему: "Экология в жизни ребенка."
статья

Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной

культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  №65 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербург


Статья

Тема: Экология в жизни ребенка.

 

                                               Подготовила воспитатель:

Карачевцева Оксана Михайловна

 

г. Санкт-Петербург

2020год

Экология в жизни ребенка

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
Х.К. Андерсен.

Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной

культуры.

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Взаимодействие человека с природой – важнейший аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. 

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности». В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться. 

Отметим, что проблема экологии окружающей среды является одной из глобальных проблем современности. Её особенность заключается в том, что она имеет общемировой характер, затрагивает интересы всех народов мира, нуждается в эффективных решениях, требует совместных усилий государств и народов. Не зря, 2017 год был объявлен годом Экологии.

«Экология» - переводится как «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах

и явлениях.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между

ними.

Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Основные цели и задачи экологического воспитания:

  • формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам;
  • повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной угрозой экологии.

В процессе экологического воспитания дошкольников могут иметь место следующие виды деятельности:

  • Сюжетно – ролевая игра;
  • Практическая деятельность по созданию или поддержке условий для живых объектов в зеленой зоне;
  • Детское творчество на основе впечатлений от природы;
  • Общение с природой;
  • Экспериментирование;
  • Речевая деятельность;
  • Наблюдение;
  • Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание с о все процессом развития личности маленького человека.

 

Литература:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998, 320 с.

2. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Значение музыки в жизни ребенка"

Статья о терапевтическом, психологическом, физическом, умственном и эстетическом влиянии музыки на ребенка....

Статья"Ответственный этап в жизни ребенка - поступление в школу"

Статья будет интересна не только педагогам, но и родителям ,чьи дети готовятся к поступлению в школу....

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Статья Значение режима в жизни ребенка

для чего нужно соблюдать режим в дошкольном возрасте...

Статья " Роль рисования в жизни ребенка".

Статья содержит важный материал для воспитателей и родителей о высоком значении рисования в жизни ребенка дошкольного возраста. По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговариват...

Статья."Роль сказки в жизни ребенка."

В статье раскрыватся тема, о том какую роль и значение играет сказка в жизни дошкольника....

статья значение сказки в жизни ребенка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Значение сказки в дошкольном возрасте2. Функции сказки3. Классификация сказок4. Сказка как средство развития словесно-логического мышления    Литература    Источ...