игры по теме"Вода и рыбы"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

Лексико-грамматические игры, пальчиковые игры для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_ryby_a.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебница вода, рыбы. Старший возраст

словарь

  • существительные: чешуя, плавники, хвост, глаза, рот, жабры, тело, животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, мурена, дельфин, скат, меч – рыба, рыба – пила, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, линь, карп, ерш. Чебак, плотва, судак, берег, горизонт, пляж, отдых, рыбак. Рыбалка, ,
  • прилагательные (словосочетания): подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный, Соленая – пресная, теплая – холодная, мягкая – жесткая, мутная – прозрачная.
  • глаголы: обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать, разводить, кормить, ухаживать,  ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
  • Наречия: глубоко, далеко, высоко, быстро, медленно.

Д / и «Скажи наоборот»

Обогащение  словаря словами – антонимами.

Соленая – пресная

Морская вода теплая, а в колодце – холодная

Морская вода жесткая, а колодезная   - мягкая

Морская вода мутная, а колодезная – прозрачная.

Д / и «Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

Карась – карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом, гуппи, )

Д / и «Запомни -  повтори»

формирование обобщающих понятий

Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы

Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы

Карп, карась, плотва – это озерные рыбы

Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.

Д / и «Кто спрятался на картинке»

Развивать зрительное внимание. Отвечать полным ответом.

99416024_large_5111852_80f697da6dc66ff8fd7f33f79d58ab80

ъД / и «Рыболов »

- Согласование числительного с существительными. (Один зеркальный карп , два…, три…, четыре…., пять… Одна большая щука, две …, три…, четыре…, пять…)

Д/и « Где живут рыбы?»

Словообразование- относительные прилагательные .    

В реке живут какие рыбы? -… (Речные)  

В пресной воде живут какие рыбы? -…(Пресноводные)

В озере? -…. ( Озерные) ;   В море? - ….( Морские);                                                    

В океане?-………. (Океанические);  

В аквариуме  ? –……… (Аквариумные )    

Д / и «Вопросы – ответы»

- Усвоение притяжательных прилагательных.

Чья голова? – это рыбья голова.

Чьи жабры? – это рыбьи жабры.

Чье туловище? – это рыбье туловище.

Чья чешуя? – это акулья чешуя.

Чьи икринки? – это рыбьи икринки.

Д / и «На морском (речном) дне».

Употребление в речи предлогов. На игровом поле, (можно использовать  разнос или таз с различным бросовым материалом) представляющем морское дно, закреплены изображения морских обитателей. Дети располагают морских обитателей и составляют предложения.

Краб(рак)  заполз под корягу.

Акула выплыла из-за рифа. Щука выплыла из- за камня.

Медуза плывет под скатом. Чебак плавает подо льдом.

Д / и  «Рыбы – великаны»

Формирование навыка словообразования существительных с увеличительными  суффиксами.

Пескарь – пескарище, окунь – окунище , ерш – ершище, акула – акулища, рыба – рыбыще.

«Объясни пословицы, поговорки»

Развитие связной речи.

 Чувствовать себя как рыба в воде – ( (разг.)  Совершенно свободно, вполне естественно, просто и непринуждённо (чувствовать себя где-либо)).

Молчит, как рыба в воде; (Не проронить ни одного слова. «Знаю, что согласен со мною, а чего же молчишь, как рыба?» (В. Бритвин).

Бьется,  как рыба об лед. (Долго и безрезультатно стремиться что-то изменить. «Терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед» (И. Тургенев).

Д / и «Четвертый лишний»

Совершенствовать умение классифицировать, развивать внимание.

  1. вариант: дифференциация- морские – озерные (скумбрия, ставрида, камбала, щука.);

 озерные – аквариумные (окунь, чебак, рипус, гуппи)

 морские – аквариумные.( неон, рыба- мечь, акула, скат)

  1.  вариант: назови лишний предмет объясни свой выбор, используя слова «потому что»

Акула, кит, дельфин, ерш.

Плавники, шерсть, чешуя, жабры.

Лужа, море, река, аквариум. .

Акула, мурена, щука, меченосец.

Пересказ рассказа Е. Пермяка  «Первая рыбка».

. Совершенствование связной речи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, как источнику получения информации в интересной форме.

Упражнение – «Почему в народе так говорят?»

Развивать интерес к пословицам, мышление.

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь.

Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками..

Где чайки, там и рыба.

«Подбери слово»

Активизация  глагольного  словаря. К слову  «Рыба»

 - разводить, кормить, ухаживать,  ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть. 

«Подбери родственные слова»

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи родственные слова, выделяя корень (рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбья, рыбачок);

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Развитие мелкой моторики.

Жил да был один налим

имитируют движение плывущих рыбок

Два ерша дружили с ним 

показать два пальчика

Прилетали к ним три утки

положить одну руку на другую и выполнять махи кистями рук

По четыре раза в сутки

показать четыре пальчика

И учили их считать

загибают пальчики начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять.

Подбери схемы к словам.

Развивать умение выполнять звуковой анализ слов.

   АКУЛА                     КИТ                    ОКУНЬ                                    

Составитель: учитель – логопед  Шубина А. И.

Список использованной литературы.

  1. Анищенкова Е.С.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М.: АСТ*Астрель, 2006.
  2. Реент Н.А. Система комплексныхт занятий в подготовительной группе – Волгоград, «Учитель», 2011.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 4), «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  4. Тырышкина О. В. Индивидуальные логопедические занятия (старший дошкольный возраст). Волгоград, «Учитель», 2012.
  5. Нищева Н.В Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство «Детство - Пресс»
  6. Галямова Л.Н., Субботина И.С. Коррекционные часы (тематические) для детей дошкольного возраста.  Благовещенск, 2010.

Составитель: учитель – логопед  Шубина А. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра Развивайка. Тема "Вода"

итоговое комплексное занятие по теме "Вода"...

Дидактические игры по теме "Рыбы"

Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Квест – игра на тему «Вода - источник жизни»

Конспект НОД к программе "Разговор о здоровье.Начало."...

Консультация для родителей "Дидактические игры на тему «Рыбы»

Дидактические игры помогут с пользой провести время дома...

Конспект игры-занятия Тема «Вода, водица»

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и язапомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активноевнедрение исследовательской деятел...

Интерактивная игра по теме "Вода и ее свойства"

Игра для программы Smart Notebook для закрепления темы "Вода и ее свойства"...

12.06.23 Подвижные игры на тему Вода

Подвижные игры на тему Вода...