Волшебница вода, рыбы. Старший возраст словарь | - существительные: чешуя, плавники, хвост, глаза, рот, жабры, тело, животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, мурена, дельфин, скат, меч – рыба, рыба – пила, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, линь, карп, ерш. Чебак, плотва, судак, берег, горизонт, пляж, отдых, рыбак. Рыбалка, ,
- прилагательные (словосочетания): подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный, Соленая – пресная, теплая – холодная, мягкая – жесткая, мутная – прозрачная.
- глаголы: обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать, разводить, кормить, ухаживать, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
- Наречия: глубоко, далеко, высоко, быстро, медленно.
|
|
Д / и «Скажи наоборот» | Обогащение словаря словами – антонимами. Соленая – пресная Морская вода теплая, а в колодце – холодная Морская вода жесткая, а колодезная - мягкая Морская вода мутная, а колодезная – прозрачная. |
Д / и «Назови ласково» | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе Карась – карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом, гуппи, ) |
Д / и «Запомни - повтори» | формирование обобщающих понятий Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы Карп, карась, плотва – это озерные рыбы Акула, мурена, щука – это хищные рыбы. |
Д / и «Кто спрятался на картинке» | Развивать зрительное внимание. Отвечать полным ответом.
|
ъД / и «Рыболов » | - Согласование числительного с существительными. (Один зеркальный карп , два…, три…, четыре…., пять… Одна большая щука, две …, три…, четыре…, пять…) |
Д/и « Где живут рыбы?»
| Словообразование- относительные прилагательные . В реке живут какие рыбы? -… (Речные) В пресной воде живут какие рыбы? -…(Пресноводные) В озере? -…. ( Озерные) ; В море? - ….( Морские); В океане?-………. (Океанические); В аквариуме ? –……… (Аквариумные ) |
Д / и «Вопросы – ответы» | - Усвоение притяжательных прилагательных. Чья голова? – это рыбья голова. Чьи жабры? – это рыбьи жабры. Чье туловище? – это рыбье туловище. Чья чешуя? – это акулья чешуя. Чьи икринки? – это рыбьи икринки. |
Д / и «На морском (речном) дне». | Употребление в речи предлогов. На игровом поле, (можно использовать разнос или таз с различным бросовым материалом) представляющем морское дно, закреплены изображения морских обитателей. Дети располагают морских обитателей и составляют предложения. Краб(рак) заполз под корягу. Акула выплыла из-за рифа. Щука выплыла из- за камня. Медуза плывет под скатом. Чебак плавает подо льдом. |
Д / и «Рыбы – великаны» | Формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами. Пескарь – пескарище, окунь – окунище , ерш – ершище, акула – акулища, рыба – рыбыще. |
«Объясни пословицы, поговорки» | Развитие связной речи. Чувствовать себя как рыба в воде – ( (разг.) Совершенно свободно, вполне естественно, просто и непринуждённо (чувствовать себя где-либо)). Молчит, как рыба в воде; (Не проронить ни одного слова. «Знаю, что согласен со мною, а чего же молчишь, как рыба?» (В. Бритвин). Бьется, как рыба об лед. (Долго и безрезультатно стремиться что-то изменить. «Терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед» (И. Тургенев). |
Д / и «Четвертый лишний» | Совершенствовать умение классифицировать, развивать внимание. - вариант: дифференциация- морские – озерные (скумбрия, ставрида, камбала, щука.);
озерные – аквариумные (окунь, чебак, рипус, гуппи) морские – аквариумные.( неон, рыба- мечь, акула, скат)
- вариант: назови лишний предмет объясни свой выбор, используя слова «потому что»
Акула, кит, дельфин, ерш. Плавники, шерсть, чешуя, жабры. Лужа, море, река, аквариум. . Акула, мурена, щука, меченосец. |
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». | . Совершенствование связной речи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, как источнику получения информации в интересной форме. |
Упражнение – «Почему в народе так говорят?» | Развивать интерес к пословицам, мышление. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь. Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками.. Где чайки, там и рыба. |
«Подбери слово» | Активизация глагольного словаря. К слову «Рыба» - разводить, кормить, ухаживать, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть. |
«Подбери родственные слова» | Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи родственные слова, выделяя корень (рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбья, рыбачок); |
Пальчиковая гимнастика «Налим»
| Развитие мелкой моторики.
Жил да был один налим
| имитируют движение плывущих рыбок | Два ерша дружили с ним | показать два пальчика |
Прилетали к ним три утки
| положить одну руку на другую и выполнять махи кистями рук | По четыре раза в сутки | показать четыре пальчика | И учили их считать | загибают пальчики начиная с большого. | Раз, два, три, четыре, пять. |
|
Подбери схемы к словам. | Развивать умение выполнять звуковой анализ слов.
АКУЛА КИТ ОКУНЬ
|