Развитие речи и подготовка к обучению чтения в школе
консультация
развитие речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи
и подготовка к обучению чтения в школе.
На шестом году жизни ребенок начинает в большей степени, чем это было раньше, управлять своим поведением. Он становится внимательным и работоспособным. С ним можно проводить каждый день по 2-3 занятия длительностью 25-30 минут. Ребенок, не отвлекаясь, слушает задание взрослого, задает вопросы, выполняет многие задания самостоятельно, возникает интерес к выполнению сложных заданий. Его интересуют не только свойства и качества разных предметов, он пытается устанавливать зависимости явлений природы, высказывает свои умозаключения.
В общении с другими людьми (взрослыми, сверстниками) ребенок активен в любой интересной для него совместной деятельности. В отношениях со взрослыми он стремился к взаимопониманию, к получению одобрения себя, своих возможностей и достижений. Отношения с детьми строятся на основе личных симпатий, которые становятся более устойчивыми и глубокими. Чаще всего дети относятся к ровесникам более критично, чем к себе. Оценить другого легче, чем себя. Этот возраст неоценим для развития эмпатии*, потому что ребенок уже самостоятельно может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, посочувствовать ему и даже оказать помощь.
В этом возрасте необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха и научить ребенка элементарному звуковому анализу слов. Ребенок должен научиться произносить и различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать схожие по звучанию звуки (з-с, ж-ш, б-п, и т.д.). Это основа дальнейшего обучения письму и чтению.
Ребенок начинает пользоваться грамматическим строем языка более свободно. Он усваивает типичные формы словоизменений и словообразований, а также запоминает исключения из правил (на основе многократных упражнений, но не объяснений правил). Наиболее распространенными ошибками грамматического строя являются следующее:
- употребление у существительных множественного числа родительного падежа окончаний –ев, -ов вместо нулевых окончаний или окончаний –ей. Например: «сапогов», а не «сапог», «карандашов», а не «карандашей»;
- неправильное согласование существительных и прилагательных из-за неверного употребления рода существительных, особенно среднего рода;
- употребление глагольных форм с чередованием звуков, например: «хочут» вместо «хотят»;
- смешение близких по значению приставок с распространенным значением, например: «вошел – вышел»;
- употребление несклоняемых имен существительных как склоняемых; пальто, какао, пюре, пианино, кино.
Ребенку необходимы специальные упражнения, чтобы он усвоил сложные для него грамматические формы.
В активном словаре ребенка имеются слова всех частей речи. Он уже четко ориентируется в видовых (столы, платья) и родовых (мебель, посуда) понятиях, кроме того, родовые понятия начинают дифференцироваться. Ребенок начинает использовать такие термины, как слово, звук, предложение. На любых занятиях давайте ребенку возможность самостоятельно высказываться. Помогите ему ввести в речь слова для конкретизации мысли (вот), для соединения структурных частей рассуждения (потому что, ведь), для обобщения сказанного (всегда, никогда).
Обратите внимание на развитие всех сторон речи ребенка и не пытайтесь форсировать процесс обучения чтению.
Овладение звукобуквенными обозначениями
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного анализ (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.
Послоговое чтение
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
Становление ситетических приёмов чтения
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звукослоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение.
Синтетическое чтение
Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Советы по обучению чтению дошкольников
- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
- Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
- Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
- На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.
- Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
- Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
Учитель – логопед А.А. Петелина
Литература:
«Готовимся к школе» Соколова Е.И
«Вся дошкольная программа» ЗАО «РОСМЭН-ПРЕС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы комбинированной направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группы ком...
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте». В старшей группе Тема: «Учимся читать» Название: «Играем с Роботом Робом»
Цель: формирование навыков и интереса к чтению складами с помощью кубиков Н.А. Зайцева....