Консультации учителя-логопеда для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа)
В данном разделе для родителей представлена полезная информация по речевому развитию детей дошкольного возраста на различные темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost.docx | 19.25 КБ |
rechevye_igry_po_doroge.zip | 1.76 МБ |
rech_i_motorika_ih_vzaimosvyaz.pdf | 576.89 КБ |
roditelyam_o_zvukah_i_bukvah.docx | 21.4 КБ |
rekomendatsii_uchitelya-logopeda.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Критерии речевой готовности ребенка к школе»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи и высшим психическим функциям. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Ниже представленные компоненты речевой системы, которые должны быть развиты у ребенка к моменту поступления в первый класс.
Звукопроизношение и фонематический слух
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
К 6 годам ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении, дифференцировать их между собой, определять наличие заданного звука в словах.
Навыки звукового анализа и синтеза
Данный критерий предполагает следующее:
- слышать и выделять первый и последний звук в слове, а также определенный по счету;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков и слогов в слове;
- уметь делить слова на слоги и расставлять ударение;
- называть слова с заданным звуком и слогом;
- подбирать слова с определенным количеством звуков и слогов;
- уметь составлять слова из звуков, букв и слогов;
- знать и правильно употреблять следующие термины: «звук» (гласный и согласный, звонкий и глухой, твердый и мягкий), «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст»;
- составлять схемы слов и предложений, соотносить слова и схемы с их схематичным видом;
- уметь работать с разрезной азбукой.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Слоговая структура слова
Ребенку 6-7 лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не изменяя звуковой состав слов.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть широкий словарный запас (около 2000 слов). В собственной речи дети должны активно использовать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги. Уметь подбирать антонимы, синонимы, однокоренные слова, обобщающие понятия. Понимать многозначные и переносные слова, а также значение фразеологизмов, пословиц и поговорок.
Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Например:
* Назови предметы в единственном и множественном числе.
Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
* Составь одно слово из двух.
Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
- составлять рассказ по картинке, по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обратите внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация
- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
- уметь слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации;
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться за помощью к специалисту!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Партина А.В.
Консультация учителя-логопеда для родителей (законных представителей) воспитанников старшего дошкольного возраста
на тему: «Главное о звуках и буквах»
Оптимальным периодом для подготовки детей к обучению грамоте является возраст от пяти до семи лет. За это время ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически.
Предлагаю Вашему вниманию главные понятия и правила, необходимые на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте, а также при выполнении домашнего задания.
• Звук – это то, что мы слышим и произносим.
• Звуки бывают гласными и согласными.
• При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграду в виде губ, зубов, языка.
• Гласные звуки обозначаются квадратной фишкой красного цвета.
• Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
• Гласных букв десять: А У О И Э Ы Е Ё Ю Я.
• Гласные буквы Е Ё Ю Я могут обозначать один и два звука в зависимости от позиции в слове:
- после согласных (день, мяч) - обозначают один звук: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у];
- после гласных (поют, маяк), после Ъ и Ь (объявление, съел), в начале слова (яблоко, ель) – обозначают два звука; я – [йа], е – [йэ], ё – [йо], ю – [йу].
• При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ, зубов, языка.
• Согласных звуков 36.
• Согласные звуки бывают глухими и звонкими (определяем, прикладывая ладонь на горло).
• При произнесении глухих звуков голосовые связки не работают, горлышко «не вибрирует».
• При произнесении звонких звуков голосовые связки работают, горлышко «вибрирует».
• Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. При этом: всегда твёрдые согласные - Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные - Й, Ч, Щ.
• Мягкие согласные звуки обозначаются квадратной фишкой зеленого цвета.
• Твердые согласные звуки обозначаются квадратной фишкой синего цвета.
• Гласные И Е Ё Ю Я смягчают твердые согласные (пень, дерево).
• Все гласные, а также большинство согласных звуков можно тянуть и петь!
• Буква – это то, что мы пишем и видим (графический символ звука).
• Букв в алфавите 33.
• Название буквы должно полностью совпадать с названием звука (буква Р называется не [рэ] или [эр], а [р])!
• Буквы Ь и Ъ знак не обозначают звуков.
• Слог – это сочетание одного гласного звука с одним или несколькими согласными звуками. При этом: один согласный звук не образует слог, в то время как один гласный – может.
• Сколько в слове гласных, столько и слогов.
• Слово – это сочетание слогов, обозначающее предмет, его признак или действие (дом – слово, капоту – набор слогов без смысла).
• Предложение – это набор слов связанных между собой по смыслу.
Предварительный просмотр:
Партина А.В.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
НА ВЕСЕННИЙ И ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1. Развивать мелкую моторику:
- выполнять пальчиковую гимнастику;
- применять кинезиологические упражнения;
- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
- вырезать ножницами различные фигуры, выполнять аппликации;
- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
- расстегивать и застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
2. Развивать просодические компоненты речи (дыхание и голос):
- пускать мыльные пузыри, дуть на одуванчики, сдувать ватку с ладошки и др.;
- надувать шарики;
- дуть в трубочку, опущенную в стакан с водой;
- играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки и др.);
- длительно произносить звуки речи на выдохе;
- выполнять упражнения на развитие силы и высоты голоса (например, произносит звуки речи медленно, быстро, тихо, громко, беззвучно).
3. Выполнять артикуляционную гимнастику (см. индивидуальные тетради или
4. Формировать фонематический слух, а также навыки звукового анализа и синтеза:
- повторять за взрослым звуковые и слоговые ряды, состоящие из 3-5 элементов (м-мь-н-нь-м; са-са-сы; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; эла-эло-элы и т.д.);
- различать слова-паронимы (коса-коза, крысы-крыша, корка-горка);
- «поймать» заданный звук среди других звуков или слогов;
- определять место заданного звука в словах (начало, середина, конец);
- называть слова с заданным звуком (в начале, середине, конце);
- называть первый/последний (третий, пятый и т.п.) звук в заданном слове;
- определять в заданном слове только гласные/согласные звуки;
- составлять звуковые схемы к словам;
- делить слова на слоги;
- подбирать слова с определенным количеством звуков или слогов;
- узнавать слова, предъявленные ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков или слогов (какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»);
- образовывать новые слова с помощью «наращивания»/ замен звуков или слогов (рот - крот-грот, Оля – Коля, Толя, Поля, дом – сом – лом – ком);
- разгадывать ребусы, кроссворды, анаграммы и т.п.;
- повторять изученные буквы и звуки, которые они обозначают.
5. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях (см. индивидуальные тетради или папки); контролировать их в самостоятельной речи ребенка, не допускать искаженного произнесения отрабатываемых звуков!
6. Совершенствовать грамматический строй речи:
- изменять слова по числам, падежам (игра «Один – много», «Посчитай-ка», «Этого нет» и др.);
- образовывать новые слова (прилагательные от существительных - из шерсти – шерстяной, глаголы от существительных - сон – спать; игра «Назови ласково», «Чей? Чья? Чьи?» - мамин, медвежий и т.д.);
- выполнять различные упражнения на употребление предлогов;
- искать ошибки в намеренно изменённых предложениях («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»).
7. Расширять словарный запас:
- закреплять в речи детей названия времен года, месяцев, дней недели, детенышей животных;
- употреблять обобщенные понятия, синонимы, антонимы, однокоренные слова;
- вставлять пропущенные слова или словосочетания в содержание предложений, рассказов, сказок, стихотворений;
- использовать игры «Подбери словечко» (транспорт – корабль, мотоцикл…; дикие животные – медведь, волк…), «Какой? Какая? Какие?» (зима – холодная, снежная), «Подбери действие» (дождь – льет, моросит …) и т.д.;
- объяснять лексическое значение незнакомых или редко встречающихся слов, а также переносные значения фразеологизмов (золотое сердце, глаза разбежались, зарубить на носу).
8. Развивать связную устную речь:
- составлять предложения из заданного набора слов;
- заучивать и рассказывать стихотворения (возможно применение мнемотаблиц);
- читать (слушать) рассказы и сказки, пересказывать их;
- составлять рассказы по сюжетной картине, серии картинок, вопросному и картинному плану, графической схеме;
- придумывать сказки, небылицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда ДОУ для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Наглядная консультация....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".
Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...