"Уход от деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна
Уход от деятельности — психологический синдром, складывающийся в
дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в снижении
внешних форм активности ребенка при высокой психической активности, в
основном в форме фантазий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uhod_ot_deyatelnosti.docx367.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Уход

от

деятельности»

https://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2019/06/post_5d0a2dc86e625.jpeg

    Уход от деятельности — психологический синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в снижении внешних форм активности ребенка при высокой психической активности, в основном в форме фантазий. Жалобы педагогов и родителей детей с синдромом «ухода от деятельности» касаются их невнимательности, рассеянности, отсутствия интереса к окружающему, безудержного вранья, не преследующего корыстных целей. При взгляде на такого ребёнка создаётся впечатление его безучастности к происходящему вокруг него, не слышит адресованных к нему вопросов, не выполняет задания, предложенные на занятиях.

    Внутренний механизм развития «ухода от деятельности» заключается в парадоксальном сочетании демонстративности и тревожности в личности таких детей. Стремление привлечь к себе внимание, приходя в противоречие с тревожными опасениями, приводит к внутреннему конфликту. Он разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней деятельности, что является основной характеристикой его деятельности (про таких детей часто говорят, что они «витают в облаках»). Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.      

    Именно фантазирование для таких детей выступает психологической защитой, которая помогает удовлетворить чувство собственной значимости, наполнить внутреннюю жизнь событиями.

    При уходе от деятельности межличностная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью родителей. Психологический профиль при уходе от деятельности  определяется сочетанием высокой потребности во внимании к себе (демонстративное) с повышенным уровнем тревожности.

    Стремление привлечь к себе внимание, приходя в противоречие с тревожными опасениями, приводит к внутреннему конфликту. Он разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования. Позиция школьника с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней деятельности, что является основной характеристикой его деятельности (про таких детей часто говорят, что они «витают в облаках»). Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

    Уход от деятельности - психологический синдром с относительно благоприятным прогнозом, однако его негативными последствиями являются пробелы в знаниях, трудности в полной реализации ребенком своих возможностей и снижение общения со сверстниками; в подростковом возрасте часто складывается психологическая инкапсуляция. Эти последствия могут быть существенно смягчены благодаря повышению эмоционального общения с ребенком в семье и его приобщению к коллективной художественной деятельности: живописи, танцам и т.п. Эта деятельность позволяет ребенку продуктивно использовать свою богатую фантазию. Продукты его творчества обеспечивают необходимое ему внимание окружающих.

Рекомендации при уходе от деятельности.

     Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач.

     Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

     Если при хронической неуспешности не имеет значения, в какой именно сфере ребенку удается обеспечить успех, то при уходе от деятельности нужна такая сфера, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потребность демонстративного ребенка во внимании к себе. При других формах демонстративности, не связанных с тревожностью, главной областью компенсации является сцена, театральная самодеятельность. Однако при уходе от деятельности рекомендовать сцену надо с большой осторожностью.    

     Если тревожный компонент достаточно сильно выражен, то на сцене ребенок будет скован и не сможет выступить с успехом. Поэтому ему лучше рекомендовать какую-либо другую деятельность, связанную с искусством--- скажем, литературную студию или кружок рисования. Музыкальная школа (в существующем виде), обрекающая ребенка на годы технических упражнений, едва ли может выполнить роль компенсатора потребности ребенка с уходом от деятельности во внимании, в признании его успехов.  

     Если для материализации, проецирования детского воображения выбирать музыку, то следует поискать другие формы—типа семейного музицирования, домашних концертов с использованием инструментов, не требующих безупречного владения техническими навыками. Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном нахваливании, повышенном внимании к детским успехам может развиться «самомнение» (усилиться демонстративность). При таких сомнениях нужно еще раз подчеркнуть, что демонстративность - это не недостаток, а личная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств в жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) – и тогда приведет вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от действительности, грозящей неудачей. В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Не следует вызывать у родителей  ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что «девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно» -  необходимо знать о возможном неблагоприятном  сценарий, о том, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.    

    Первичный поиск сферы самореализации для ребенка с уходом от деятельности психолог предпринимает вместе с родителями. Если они отрицают наличие у своего сына или дочери наличие каких-либо художественных способностей, то рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что такая вещь, как абстрактная живопись, действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное. Рисование абстракций на больших листах бумаги (лучше – цветной) гуашью, широкой кистью «обречено на успех». Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) – особенно. «Шедевры» обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.  

    Негативное и позитивное самопредъявление. Эти варианты развития встречаются у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих (то есть с ярко выраженной демонстративностью). Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад. Поэтому возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы –уход за комнатными растениями

Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.Систематизи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ на тему: «Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила»

Конспектнепосредственно образовательной  деятельности  в старшей  группе по ОБЖна тему: «Мать на рынок уходила,дочке Лене говорила» Дать детям знания о предметах домашнего бы...

Уходи Злость, уходи

коррекционно-развивающая программа...