Принципы воспитания детей в теории Марии Монтессори
консультация
Безусловно, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, уверен в себе, самостоятелен, успешен, жизнерадостен и т.п. Многие из нас, родителей, читают литературу по психологии и педагогике и стремятся сделать все возможное, чтобы быть хорошими родителями и воспитать счастливых детей. Однако, все мы родом из детства и знаем, что не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своему собственному опыту все же делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь.
А что же помогает и что нужно действительно делать?
Мария Монтессори выдающийся итальянский педагог, сформулировала набор принципов для родителей, которые считаются основами воспитания самодостаточной, самостоятельной личности.
Принципы Марии Монтессори это основа, на которую можно и нужно опираться, выстраивая наши отношения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_vospitaniya_detey_v_teorii_marii_montesorri.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мария Монтессори выдающийся итальянский педагог, сформулировала набор принципов для родителей, которые считаются основами воспитания самостоятельной личности.
Принципы воспитания детей Марии Монтессори.
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
- Если с ребенком честны - он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
- Не говорите плохо о ребенке - ни при нем, ни без него.
- Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
- Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
Принципы Марии Монтессори это основа, на которую можно и нужно опираться, выстраивая наши отношения с детьми.
Безусловно, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, уверен в себе, самостоятелен, успешен, жизнерадостен и т.п. Многие из нас, родителей, читают литературу по психологии и педагогике и стремятся сделать все возможное, чтобы быть хорошими родителями и воспитать счастливых детей. Однако, все мы родом из детства и знаем, что не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своему собственному опыту все же делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь.
А что же помогает и что нужно действительно делать?
- Взять ответственность за своих детей
Да, решение принимаете вы, а не ваши дети. В силу малого жизненного опыта и знаний, ребенок не в состоянии оценить ситуацию верно. Поэтому пока мы родители, и только мы делаем решающий выбор. Идти в детский сад или не идти? Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:
- «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
- «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
Примерно так как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её.
А в реальности дело обстоит несколько иначе:
- Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
- Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о гармоничном воспитании и развитии ребёнка, — принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.
Опора гармоничного развития ребенка это уверенный, надежный родитель, который своим примером и последовательным поведением транслирует ребенку: мир надёжен, безопасен, потому что мы твои родители знаем, что делать.
- Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами
Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются. Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? Что ты ел в детском саду? Спал ли ты в детском саду?») или хвастаются перед родственниками и друзьями достижениями («хорошо читает стихи, считает, умеет читать»), а интересуются ими («Чем тебе интересна эта игра? Чем тебе понравилась эта книга, этот мультфильм, этот герой? Когда тебе грустно?»).
Нашим детям нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не разговаривают с нами о нас самих, о наших переживаниях пусть и понемногу, наша жизнь внутри семьи становится тусклой и безрадостной. И тогда не приходится удивляться, если дети с большим интересом проводят время у телевизоров или с гаджетами, где у них возникает много ярких переживаний. Но, если мы хотим стать настоящим другом своему ребенку, показать ему, что нам интересна его жизнь, мы сможем найти в себе силы и желание для теплого и искреннего общения.
- Перестать делать критику главным инструментом воспитания
Совсем без замечаний в воспитании, конечно, не обойтись, ведь это один из способов сообщить ребенку, что правильно делать, а что нет. Но проблема возникает, когда критические замечания превращаются в излюбленное средство воспитания. Постоянная критика, сравнения и повышенные требования быстро убивают в детях всякий интерес и вселяют страх ошибки. Все это лучше заменить на обычную человеческую поддержку, похвалу и поощрение. Ведь, когда ребенка одобряют, он хочет услышать это еще и еще, любое дело у него получается лучше. Так, если малыш случайно споткнулся и упал в грязь, можно просто сказать: «Да, как неприятно падать в грязь, ну ничего, такое иногда бывает, в следующий раз ты будешь смотреть под ножки и все будет хорошо». После этого первое время при каждом удобном случае вежливо напоминайте малышу смотреть под ноги.
- Учить ребёнка активно действовать
Пусть ваш ребенок учится пробовать что-то новое, пусть ошибается.
Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, в том числе ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается, а не ругать. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, поддерживая его: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для шести-семилетнего — помочь понять, что именно не получается и исправить.
5. Научитесь правильно хвалить ребенка
Похвала — хороший способ повысить самооценку ребенка. Главное — делать это правильно и придерживаться некоторых правил:
• Старайтесь хвалить ребенка за усилия и за результат, не превозносите его достижения как самые-самые, не говорите, что они лучше, чем у других.
• Сравнивайте его только с ним самим.
• Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам понравилось в работе ребенка или его поступке.
• Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке можно отметить что-то хорошее, пусть даже намерение.
6. Верить детям, даже когда они обманывают
Особенностью крепких и близких отношений между родителями и ребенком является взаимное доверие. Нередко преградой на пути к этому становится детский обман. Родители часто переживают, что дети обманывают, некоторые маниакально требуют от детей говорить правду и только правду. Между тем многие психологи и преподаватели считают, что ребенок нередко врет из страха, чтобы избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников или взрослых. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок мог расслабиться, не наказывайте его, а, наоборот, старайтесь почаще доверять ему, понять его, покажите, что он для вас ценен сам по себе.
7. Оставаться на стороне своих детей до конца
Быть до конца на стороне своих детей — ещё одно важное родительское свойство, которое помогает ребёнку вырасти уверенным в своих силах человеком. Быть до конца на стороне своих детей — значит видеть их, понимать их, знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные чувства, что они, как и другие люди, могут злиться, могут быть несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне. Как бы это ни было трудно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы воспитания детей
Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше,чем когда-либо. К ним нужен другой подход. Об этом и рассказывается в этом материале....
«Принципы воспитания детей».
Выготский составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой....
Нравственно-патриотическое воспитание детей. Обереги народа мари
Далеко вглубь уходит история и культура марийского народа. Природа у марийцев считалась началом всех начал. Олицетворение природы в качестве магического символа связаны с религиозными верованиям...
Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори.
Статья посвящена проблеме развития детей раннего возраста по матодике Марии Монтессори...
Педагогические принципы воспитания детей в домах ребенка М. Монтессори
доклад на тему Педагогические принципы воспитания детей в домах ребёнка М.Монтессори...
Воспитание. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
Высказывания известных людей о воспитании. Что такое воспитание. Цель воспитания. Результат воспитания. Воспитательный процесс. Дошкольное детство. Задачи воспитания. Структура воспитательного процесс...
Развитие речи у детей по системе Марии Монтессори
Развитие речи у детей по системе Марии Монтессори...