Педагогические принципы воспитания детей в домах ребенка М. Монтессори
материал

Фролова Елена Андреевна

доклад на тему Педагогические принципы воспитания детей в домах ребёнка М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Фролова,

психолого-педагогический факультет, 5 курс

arsenija2015@mail.ru; 89517000430

Научный руководитель:

Е.В. Чмелёва,

профессор кафедры педагогики

доктор педагогических наук, доцент

Педагогические принципы воспитания детей в домах ребенка  М. Монтессори

Педагогика М. Монтессори предполагает рациональное применение принципов и правил, сущность которых состоит в осознанном инициировании и поощрении стремления ребенка к деятельности, постоянном и ненавязчивом стимулировании познавательной активности, дисциплинированной свободе. Именно понятие дисциплинированной свободы представляет собой одну из доминант в методике итальянского педагога, что позволяет отмежевать ее принципы от вседозволенности и авторитарности [Тарасова Н.М. Метод М. Монтессори, с.130].

Принцип содействия естественному развитию имеет тесную связь с пониманием М. Монтессори природы ребенка и особенностей его развития. Согласно теории автора, с рождения ребенок обладает внутренним потенциалом, являющимся источником созидательной энергии, побуждающей его к саморазвитию. В процессе саморазвития у ребенка отсутствуют конкретные цели и пути их достижения. Он осуществляет их поиск, основываясь на собственных внутренних побуждениях и интересе к различным видам деятельности.  По мнению М. Монтессори, ребенок сам развивает  высшие психические функции, «создает» произвольные движения, индивидуальные качества характера, развивает способности, т.е. самосовершенствуется. Задачей педагога является создание возможностей для спонтанного развития личностных способностей ребенка. Педагог не должен авторитарно воздействовать на растущую личность и препятствовать ее свободному развитию. Процессом саморазвития ребенка важно грамотно руководить. Без педагогического воздействия может не реализоваться весь потенциал индивида, а характер – принять уродливые формы [Сорокова, с.28]. Поэтому процессу естественного развития нужно помогать, в этом и заключается сущность воспитания.  Принцип содействия естественному развитию имеет родство с принципом природосообразности, сформулированным Е. Н. Медынским [РПЭ, т. 2, с. 196], А. В. Мудриком [РПЭ, т. 2, с. 190], А. И. Пискуновым [РПЭ, т. 2, с. 196]. В соответствии с подходом отечественных авторов, воспитателю в своей деятельности следует придерживаться законов естественного, природного развития ребенка.

Следующим принципом является  принцип взаимодействия с «подготовленной средой». Для того, чтобы решить при помощи каких средство должно осуществлять содействие развитию ребенка, необходимо вспомнить, что оно происходит при тесном взаимодействии  с окружающей предметно-пространственной и социальной средой. Окружающая среда должна давать импульс ребенку для саморазвития.

С первых минут жизни ребенка окружают разнообразные предметы  и люди, он бессознательно впитывает при помощи органов чувств разнообразную информацию. Постепенно ребенок учится различным действиям с окружающими его предметами, вырабатывая присущие человеку движения; он присваивает речь, модели поведения, традиции и обычаи, религиозные верования, присущие социально-культурной среде, в которой он растет и развивается. Таким образом, при  «окружающая среда есть средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребенка» [GrundgedankenderMontessori-Padagogik, с. 58].

Очевидным фактом является то, что нелюбая окружающая среда способствует гармоничному развитию личности ребенка. Одна должна быть соответствующим образом подготовлена, поэтому в трудах Монтессори присутствует термин «подготовленная среда». Среда должна создавать условия для индивидуального развития ребенка в присущем ему темпе. В ней должны присутствовать разнообразные предметы, которые бы вызывали интерес детей и побуждали их к спонтанной созидательной деятельности. При этом она должна отвечать требованиям каждого возрастного периода развития. Особая роль отводится социальному компоненту  «подготовленной среды»: педагогам и детям. Педагог ответственен за создание в группе справедливых отношений взаимопомощи, дружелюбной и спокойной атмосферы, которые бы способствовали созидательной деятельности детей.

В традиционной обстановке, окружающей ребенка, скрывается много опасностей. Дети не всегда могут эффективно и с пользой взаимодействовать с содержащимися в ней предметами.

Свобода является центральным понятием теории М. Монтессори. Она, прежде всего, выступает уникальным средством развития личности, характера, ума, чувств ребенка. «Обратной» стороной свободы является то,  что она является свидетельством успешности самораскрытия природы дошкольника, она является своего рода «освобождением»  педагогов «от тяжелого груза ложной ответственности и мнимого страха», т.к. предоставляет приятную возможность осуществления непосредственного наблюдения за чудом взросления [Каргапольцева Д.С., с.190-191].

Принцип индивидуальной активности подразумевает то, что  «...Ребенок должен учиться посредством своей собственной индивидуальной активности» [Montessori M.KosmischeErziehung, с. 40]. Ребенок должен учиться, периодически проявляя индивидуальную активность. Ребенку необходимо предоставить возможность удовлетворить  потребность в спонтанной созидательной деятельности, т.к. это способствует психофизическому и социальному развитию. Препятствовать ей означает «подавлять саму жизнь» [GrundgedankenderMontessori-Padagogik, с. 79], а пренебрегать ею это пускать процесс развития на самотек.

В данном случае важное место отводится мотивационной активности, возникающей в процессе свободного выбора деятельности. Благодаря самостоятельному выбору вида деятельности, ребенок приступает к ней с интересом и на протяжении долгого времени у него сохраняется положительная мотивация. Устойчивая мотивация к учению в широком смысле способствует значительному расширению перспектив его развития. Кроме того, с дошкольного возраста он учится делать выбор и принимать решения.

Подготовленная среда» и позиция педагога должны давать возможность проявления двигательной активности. В домах ребенка М. Монтессори детям разрешается свободно передвигаться по классу, в помещении которого должно находиться достаточное количество развивающих материалов, побуждающих к активной деятельности. Задачей педагога является не только иллюстрация рациональной деятельности с материалом, но и предоставление возможности ребенку заниматься ею столько, сколько он захочет. Это способствует совершенствованию моторики, развитию произвольных движений, мышления, воли, а также терпения и настойчивости. Проявляется и развивается способность к высокой концентрации на работе, оптимизирующей весь процесс развития, вызывающий глубинные  положительные преобразования личности дошкольника и нормализацию его поведения.  Все это способствует выработке «активной дисциплины» у  ребенка, развивает саморегуляцию поведения.

Понятие активной дисциплины… заключает в себе великий воспитательный принцип… Дисциплина, к которой мы приучаем ребенка, не ограничивается школьной средой, но простирается на всю его социальную жизнь. Свобода ребенка имеет границы в коллективном интересе, а форма ее – в том, что мы называем воспитанностью… Первое, что должен усвоить ребенок для выработки активной дисциплины – это различие между добром и злом. Задача наставницы – следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Это потому, что наша цель – дисциплинированность для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания. Человек, дисциплинированный свободой, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я», его души»  [Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, с.78, 82, 87].

Итальянский педагог поощряет речевую и познавательную активность детей. В процессе «свободной работы» разрешается разговаривать, обращаться с вопросами к педагогу, если он не занят с другими воспитанниками. М. Монтессори считает важным организацию «бесед в кругу», развивающих стремление детей к вербальному выражению мыслей, чувств, желаний и т.д. Это развивает как речь, так и коммуникативные навыки дошкольников.

Принцип предметности в учении может быть сформулирован следующим образом: обучение дошкольников должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера.

Предметная деятельность руками необходима дошкольникам, т.к. она способствует развитию  произвольных движений, а вместе с ними и интеллекта. Уже с трех-четырех месяцев жизни ребенок «проявляет непрекращающуюся склонность все трогать и проводить время с предметами. Он постоянно занят, счастлив и все время имеет дело для своих рук» [Montessori M.DaskreativeKind, с. 150].С этого времени рука, помимо органов чувств, становится «хватательным органом интеллекта» [Montessori M.DaskreativeKind, с. 150]. Благодаря ей дети создают чувственный образ окружающего мира. Существенную помощь в этом процессе оказывает материал. Впечатления, образы и представления, которые накопились и сложились в подсознании дошкольника, осознаются им как в дошкольном, так и в школьном возрасте самостоятельно или с помощью учителя. Они выступают базой для формирования большинства абстрактных понятий, используемых в дальнейшем обучении.

В процессе мануальной деятельности у ребенка развивается инициативность и трудолюбие. Согласно наблюдениям итальянского педагога, ребенок, мануальная деятельность которого систематически ограничивается, остается неспособным ни к проявлению инициативы, ни к послушанию, он вялый и грустный. «Напротив, ребенок, который мог работать собственными руками, показывает необычайное развитие и силу характера» [Montessori M.DaskreativeKind, с. 137]. Однако не любые предметы могут быть полезны в обучении и развитии ребенка. Следует осознанно подходить к выбору материалов для работы с детьми. Они должны помогать упорядочить хаотичные представления дошкольников об окружающем мире, а также помогать самостоятельно добыть знания и практические навыки. «Материал – будто бы только начало; мануальная работа с ним упорядочивает знания ребенка, дает ясность знаниям и ведет к самостоятельной умственной работе» [Montessori M.DaskreativeKind, с. 35].

Для реализации данной функции, материал должен носить автодидактический характер, предоставлять возможность самостоятельного контроля ошибок и их исправления. Педагог должен показать не только образец рациональной деятельности с материалом, но и способ самоконтроля и коррекции ошибок. На практике до сих пор используется  разработанный М. Монтессори комплект развивающих материалов для детского сада и ряд материалов для начальной школы. По ее идеям впоследствии были созданы и иные материалы, которые продолжают совершенствоваться.

Главными принципами методики итальянского педагога выступает предоставление максимума свободы и минимума вмешательства, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию. При этом принцип свободы не сводится к вседозволенности, но органично вписывается в принцип проявления дисциплины в свободе, благодаря чему у ребенка формируется осознанное стремление к самореализации. То есть дисциплина изначально проявляется в рамках внутренней свободы. Таким образом, дошкольник самостоятельно формирует внутренние границы, которые воспринимаются им как должное и становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества.

Свои принципы Мария Монтессори реализовала в созданной ею в 1907 г сети Домов ребенка в Италии. Эти дома представляли собой своеобразные дневные приюты, сады-школы для детей в возрасте от 2-3 до 12 лет, в которых она опробовала и развивала свой метод.

Педагогическая работа с детьми строилась на признании за каждым воспитанником права на значительную автономию и самостоятельность, на индивидуальный темп работы и специфические способы овладения знаниями, умениями и навыками. Педагог осуществлял руководство образовательным процессом, но при этом старался не отвлекать на себя внимание ребенка, не искажать естественный ход его развития. Педагогические усилия были направлены не на то, чтобы заставить ребенка что-нибудь выучить, а на то, чтобы «поддерживать в нем свет, называемый разумом» [Корнетов Г. Б., c.259].


Литература

1. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 349 с.

2.Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики /М. Монтессори/ Пер. с ит. -СПб.: Гомель, 1993. - 336 с.

3.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 384 с.

4.Тарасова Н.М. Метод М. Монтессори: от теории к практике / Н.М. Тарасова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – Вып. 1.  – С. 129-133.

5. Каргапольцева Д.С. Ценности Монтессори образования: антропологический контекст / Д.С. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. - №7 (143). – С. 190-193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы воспитания детей

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше,чем когда-либо. К ним нужен другой подход. Об этом и рассказывается в этом материале....

Педагогические принципы воспитания и обучения.

Педагогические принципы - это основные положения, которые повышают эффективность процесса воспитания и обучения. В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогических принципов и зако...

«Принципы воспитания детей».

Выготский составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой....

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

Основные принципы воспитания детей с ОВЗ...

Принципы воспитания детей в теории Марии Монтессори

Безусловно, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, уверен в себе, самостоятелен, успешен, жизнерадостен и т.п. Многие из нас, родителей, читают литературу по психологии и педагоги...

Воспитание. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста

Высказывания известных людей о воспитании. Что такое воспитание. Цель воспитания. Результат воспитания. Воспитательный процесс. Дошкольное детство. Задачи воспитания. Структура воспитательного процесс...