Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
Составитель: воспитатель МКДОУ №10 Гаус Елена Владимировна.
2020г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В .А .Сухомлинский
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:
В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковые игры и упражнения это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Известно то, что в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, многие из них заняты каким – либо делом. Дети сами меньше говорят, больше слушают или смотрят (теле – аудио – видео или компьютер). Они редко делают что – то своими руками, современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) Работая с детьми, всё чаще сталкиваешься с такими проблемами, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, формы, нарушение общей моторики, речи. У таких ребятишек наблюдается скованность, медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребёнка. Например, когда нужно садиться кушать, одеваться на прогулку или мастерить что – то руками на занятии ребёнок, который привык , что за него всё делают взрослые, начинает плакать, капризничать, у него ухудшается настроение. Учителя так – же отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма из – за недостаточного развития мелкой моторики. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук.
Развитие кисти рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идёт параллельно с развитием руки.
Как помочь ребенку преодолеть эти трудности?
- Заниматься пальчиковыми играми и упражнениями?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек.
Шарики массажные, Су-Джок с пружинками, карандаши для катания (массаж) и захвата пальчиками, перышки, шишки, волчки, массажные коврики, прищепки, бутылочки (для развития дыхания).
Дети обожают массажные мячики. Если прокатить по лицу, получается точечный массаж, ощущение теплоты, легкости в мышцах, стимуляция кровообращения. Мячики могут быть разные по величине, по твердости-мягкости, упругости, величине шипов, кроме того – сенсорика!
Например: Дидактическая игра: «Открой замок» также для развития мелкой моторики рук, позволяет выявить у детей знание основных цветов ,учит чередовать фигуры по форме, координирует движения рук. С помощью готовых фигур дети открывают замки, если фигура поставлена не правильно, то замок не откроется и фигура не встанет на место.
- Прищепки служат для массажа фаланг пальцев и для развития мелкой моторики. Не все детки умеют раскрывать прищепки сразу. Мы делаем замечательные композиции из прищепок, цепляем их за краешек картинок - как дополнительную деталь. Развивается ловкость и зрительно – моторная координация.
Например: Добавь ежику иголок. Развитие мелкой моторики, развитие речи, разучивание цвета.
- Природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи и другие доступные материалы, кроме развития мелкой моторики рук развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками. И это все мы тоже внедряем в свою работу. Остановимся на некоторых видах деятельности.
- «Шнуровка».
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсомоторную координацию, совершенствовать координацию движений и гибкость рук.
- Собирание пазлов и мозаик.
Цели: развитие мелкой моторики, развитие воображения, образного и логического мышления, обучение правильному восприятию между частью и целым.
- Работа с бусами помогут скоординировать движение обеих рук. При этом формируются сенсорные эталоны.
- Также для развития мелкой моторики использую работу с пуговицами. Детям очень нравится расстегивать и застегивать пуговки. Видя, что у некоторых детей, не получается застегнуть или расстегнуть пуговицы, а это в основном дети, которые плохо разговаривают, я внесла в свою работу игры с пуговицами. Мы лепили пуговицы из пластилина, из пуговиц составляли различные узоры.
- Нетрадиционное рисование- это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.
Литература.
Е.С. Анищенкова. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.
- И. А. Лыкова . «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
- https://bur-96-ka.tvoysadik.ru/site/pub?id=161
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/02/06/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Мелкая моторика. Полезные игрушки".
Данный файл содержит информацию о новой "игрушке" для развития мелкой моторики.Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что многие родители, особ...
Консультация для родителей «Мелкая моторика»
Консультация для родителей«Мелкая моторика»приемы массажа для развития мелкой моторикиигры для развития мелкой моторикипальчиковые игрыстихи и потешки для развития мелкой моторики...
консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"
консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь....
Консультация для родителей "Мелкая моторика в развитии ребенка"
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями...
Консультация для родителей " Мелкая моторика рук"
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. ...
Консультация по развитию мелкой моторике
В данной консультации говориться о роли развития мелкой моторике рук детей дошкольного возраста. Рекомендованы игры, которые можно проводить в домашних условиях....
Консультация для развития мелкой моторики рук
Данная консультация предназначена для родителей...