"Формирование самооценки у дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samootsenki.docx | 336.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование
адекватной самооценки
у дошкольников»
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.
Известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. . Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в сформировании личности ребенка. В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. "Наложение" друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания. Самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду. Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. Это поможет родителям не допустить ошибок в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразится на психике ребёнка в целом и на самооценке в частности. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:
1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь.. (строить, рисовать… подметать)». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а ,следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.
5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.
Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.
Известно, что невозможно работать только над формированием адекватной самооценки. Требуется комплексная психолого-педагогическая работа. Она предполагает:
- сотрудничество между педагогом и детьми, создание отношений доверия и взаимопонимания, сопереживание радости и успеха
- уважение и веру в каждого ребенка, которые выражаются в целях различных видов деятельности, в их содержании, организации и средствах
- создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей ребёнка, его позитивную самореализацию.
Речь идёт о создании педагогами ситуации успеха для каждого воспитанника. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Достижение ребёнком успеха в различных видах деятельности (игре, общении, экспериментировании, творчестве, труде) позволяет ему поверить в себя, осознать свои возможности, пережить радость достижения, сформировать адекватную самооценку.
Существует специфическая группа методов и приёмов создания ситуации успеха для детей дошкольного возраста:
1. Доброжелательность: расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах
2. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
3.«Скрытая инструкция» - это завуалированная помощь ребёнку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности.
4. Авансирование - дружеское положительное подкрепление: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребёнок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
5. «Персональная исключительность» - «Только ты и мог бы…; - именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребёнка.
6. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
7. Оценка продукта деятельности ребенка. - определяет, переживает ли ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…».
Все эти приемы будут эффективными только в том случае, если педагогом будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
1.Возрастные особенности. При создании ситуации успеха необходимо помнить, что не все психолого-педагогические приёмы и методы эффективны в младшем дошкольном возрасте. Например, интеллектуальное спонсорство и допущение педагогом ошибки на знакомом материале применяются только в старшем дошкольном возрасте. Создание уголков личных достижений также приемлемо в старшем дошкольном возрасте.
2.Личностные качества. Право на успех и признание в равной степени имеют все дети. Следует особое внимание уделять тревожным и неуверенным детям, а также детям с личностной деформацией.
3. Интеллектуальные возможности. Ситуация успеха – универсальный способ воспитания и обучения детей с различными образовательными потребностями.
4.Особенности физического здоровья. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы.
5. Тип нервной системы детей. Например, нельзя детей со слабой нервной системой - меланхоликов - ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа, необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; - по возможности давать больше времени для выполнения каких-либо заданий, чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – являются достаточно частыми и не повод для отчаяния. С инертными обучающимися –флегматиками - (трудности при включении в деятельность) - не предлагать часто и быстро меняющихся заданий, не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого ответа на неожиданный вопрос, не спрашивать в начале занятия, не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.
Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях. Он станет более активным, инициативным, решительным, общительным. Но важна гармоничность, согласованность в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Совершенно недопустимо, чтобы в детском саду педагоги стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сестры в силу своей некомпетентности, сводили эти усилия к нулю. Поэтому педагогам и родителям объединить свои усилия для того, чтобы помочь детям развиваться полноценно и гармонично.
ЛИТЕРАТУРА
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.1968г.
2. Морева Г.И. Самооценка, как фактор регуляции морального поведения дошкольника. Автореф. дис. канд. псих. н.м.-М.1990.
3. СнайдерМ., Снайдер Р, Снайдер –мл.Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести, М. : Смысл, СПб Гармония 1994.
4. Стеркина Р.Б. Самооценка, как показатель психического развития ребенка. « Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе» -М.1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"
Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...
Изучение возможностей формирования адекватной самооценки у дошкольников.
Данный опыт работы был создан в период учебы в ВУЗе и является моей Выпускной квалификационной работой. Примечателен тем, что в Приложении представлены конспекты групповых занятий, которые спосо...
Особенности формирования самооценки у дошкольников
Презентация и выступление на родительском собрании,в помощь педагогам...
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...
Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...
Формирование самооценки у дошкольников
Определение самооценки. Условия, при которых формируется адекватная, завышенная и заниженная самооценки. Рекомендации по формировании адекватной самооценки. ...