"Дайте детям возможность ошибаться!"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна
Изучение окружающего мира является естественным способом,
посредством которого все создания на нашей земле приобретают знания.
Процесс этот никогда не был и не будет гладким, так как будут происходить
ошибки, на основе которых обычно строятся непрекращающиеся уроки
жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dayte_detyam_vozmozhnost_oshibatsya.docx130.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Позвольте

ребенку

ошибаться!»

            https://i.pinimg.com/originals/af/35/ed/af35ed4c3dd214bbb39f0520f365ce2c.jpg

       Если мы хотим, чтобы наши дети выросли и стали мудрым, им необходимо научиться делать ошибки и терпеть неудачу, а потом учиться на своих ошибках и неудачах. 
    Изучение окружающего мира является естественным способом, посредством которого все создания на нашей земле приобретают знания. Процесс этот никогда не был и не будет гладким, так как будут происходить ошибки, на основе которых обычно строятся непрекращающиеся уроки жизни. 
   По мере роста детей, прежде чем они встанут и пойдут и начнут повсюду бегать, им необходимо несколько раз упасть. Даже такая задача в этом возрасте не дается ни для кого без труда. Не нужно каждый раз поднимать ребенка после падения и впоследствии лучше воздержаться от жалости и сюсюканья. Ребенку необходимо находиться в состоянии выбора, и не всегда нужно подсказывать, куда наступить. Как во время первых шагов. Иначе, с каждым разом все громче озвучивая криком свою неудачу, он будет ждать, когда взрослый его поднимет. Хотя детям и требуется присмотр заботливых родителей и педагогов, необходимо давать возможность изучать себя и окружающий мир посредством собственного ежедневного опыта – ошибок и всего остального.  Лучшее, что мы можем сделать, это указать им правильное направление; если мы на самом деле любим их так, как говорим об этом, нам ни при каких обстоятельствах нельзя помогать детям делать вещи, которые они должны делать самостоятельно. Причина заключается в том, что никто не сможет научиться на опыте, пережитом другим человеком, пока он сам его не ощутит на самом себе. Мы же должны уберечь наших детей от неприятностей, которые могут причинить им моральный и физический вред; в этом заключается законная обязанность родителей и педагогов. 
    Но когда мы даём детям возможность учиться на какой бы то ни было сделанной ими ошибке, мы оказываем им большую услугу, потому что эта ошибка, без сомнений, послужить им уроком на всю жизнь.
Почему об опыте говорят как о самом лучшем учителе? Пережив это или опробовав на собственном опыте, дети никогда не забудут заключенного в этом опыте урока. Это лучше, чем любое другое объяснение, которое мы могли бы сделать по имеющейся  проблеме.     
Этот принцип должен лежать в основе воспитания: предоставлять ребенку право выбора и создавать условия для проявления собственной воли. Сила воли формируется с возрастом.   Взрослые могут помочь в этом, создавая необходимые условия. Когда у ребенка слабая воля борется с сильным желанием или пристрастием, она терпит поражение. Но только в конфликте между желаниями и совестью вырабатываются моральные принципы. Ребенку надо дать возможность испытать это. Как говорил прославленный педагог Я. Корчак: "Пусть дитя грешит". Если ребенка не приучить бороться со своими страстями, желаниями, а всегда его охранять, оберегать (от ошибок), то, возможно, нравственная позиция у такого ребенка будет слабее, чем у других.  Я. Корчак короткими словами выразил главную мысль: "Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть".

       Если ребенок все-таки нарушит запрет: съест варенье или конфеты, приготовленные для какого-либо случая, тайком унесет чужую игрушку, схитрит или обманет вас, ему легче будет осознать, что такое потеря честности и нравственности. Во внутренней борьбе, когда совесть начинает контролировать поведение, воспитывается нравственность. К этим случаям надо относиться, учитывая возраст ребёнка, особенности его психики, его знания о нравственности и меру способности контролировать свои поступки на данный момент развития. Если вы после неблаговидных поступков ребенка кричите на него: "Как ты мог, я от тебя не ожидал такого", "Врешь, это неслыханно", значит, вы совсем его не знаете.

     Только понимание, объяснение, терпение и любовь к ребенку помогут вам воспитать честного и нравственно здорового человека.

     Уберегая от последствий решений и балуя на каждом шагу, мы не готовим своих детей к сложной взрослой жизни. Позволяя делать ошибки и преодолевать трудности, помогая находить решения в проблемах, мы тренируем в них способности и навыки, которые помогут им в дальнейшем жизненном пути.

    Итак, как же правильно смотреть на ситуацию, когда наши дети сталкиваются с трудностями? Предлагаю воспользоваться следующими советами.

  • Напоминайте себе, что СЕЙЧАС – это лучшее время для ребенка сделать ошибку, так как вы всегда находитесь рядом и можете направить его к верному решению
  • Если вы все время спасаете своих детей, то что будет, когда они вырастут и начнут переживать жизненные штормы, а вы не всегда будете доступны, чтобы помочь им? Вместо того чтобы спасать, вы можете пройти большую часть времени рядом, помогая им учиться на своих ошибках и проблемах.
  • Возложите ответственность за решение проблемы на своего ребенка, при этом станьте для него помощником, а не человеком, который решает все.

       Дети часто сталкиваются с проблемами в школе. В большинстве случаев - это прекрасная возможность научить  ребенка правильно решать собственные  проблемы. Лучшим вариантом в этой ситуации будет его личная встреча с учителем. Можно  пойти вместе с ним, чтобы быть рядом, если он будет волноваться и не сможет найти нужных слов. Пусть он сам объяснит свою проблему учителю, так как только он знает свои переживания.

       Пускай дети учатся на последствиях, а не лекциях. За каждым решением следуют последствия. Некоторые из них хорошие, другие – не так хороши. Предлагая выбор, объясняя последствия и позволяя ребенку принять свое решение (конечно, выборы должны соответствовать возрасту, зрелости и понимания ребенка), мы помогаем ему учиться принимать правильные решения.

      Многие из нас получили драгоценные уроки благодаря опыту, а не лекциям! Кроме того, характер закаляется не в нашем успехе, а в наших поражениях. Успех нас ничему не учит. Если только это не успех, который мы достигли путем проб и ошибок. Такой успех создает характер. Спросите любого успешного человека, и он обязательно расскажет вам, что именно неудачи сделали его успешным.

      Почему ошибка приводит к успеху? Потому что с каждой ошибкой, которую делаем, мы учимся усерднее работать, думать по-другому и становимся упорными в процессе принятии трудностей, достигая лучшего себя. Внутри каждого из нас есть сила, которая приводит нас к успеху. Чтобы эту силу найти, нам нужно пройти через ошибки и поражения, только так мы научимся преодолевать их, чтобы начать жить, раскрывая весь свой потенциал. Позвольте детям ошибаться, это даст им возможность исправлять свои ошибки. Помогите им в этом стремлении.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дайте детям – чистую воду! Мы должны охранять природу!» (Экологический праздник на летней площадке)

IMG_0690.JPG  Увлекательное морское путешествие проводит Царица- Водица.   Детей встречают добрый Водяной, грациозная Золотая  Рыбка.  Герои проводят с ребята...

Деловая игра "Дайте детям наиграться!"

Методическое мероприятие для воспитателей с использованием активных методов работы по теме "Игровая деятельность дошкольников", которое проводилось в конце учебного года для подведения итогов работы п...

Дайте детям пластилин

Консультация для родителей...

Педсовет "Дайте детям радость труда"

Материал педагогического совета разработан в соответствии с задачами образовательной области "Труд"....

Консультация для родителей: «Дайте детям возможность развивать ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ!»

В данной консультации для родителей представлен материал, как развивать познавательные процессы у дошкольников с помощью Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера....

Моя педагогическая находка. Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться»

Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:1. Раскрыть значение логического развития дет...

Интерактиная консультация для родителей «О материнской любви и не только...или дайте детям возможность сделать свои ошибки» (о психологической пуповине между мамой и ребёнком)

Вы можете перейти по ссылке в любое удобное для вас время и в спокойной обстановке послушать интересную, полезную информацию, не зависимо от погоды, времени суток....