Азбука скороговорок
материал
Чистоговорки и скороговорки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki_i_skorogovorki_1.docx | 18.34 КБ |
azbuka-skorogovorok.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ
Ребёнку поставили звуки. Их надо закреплять в речи. На каком материале? В принципе, подойдёт любой текст, насыщенный тем или иным звуком: детские стихи, рассказы. Но просто неоценимую помощь в этом деле оказывают чистоговорки и скороговорки. Что такое чистоговорка? Это рифмование строки со слогом.
А скороговорка? Обратимся к словарю: «Скороговорка, таранта, трещотка, лепетун, лотоха; часто(чисто)говорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения…» (В. И. Даль).
В арсенале каждого логопеда - масса речевого материала, в том числе чистоговорок и скороговорок. Чистоговорки сочинять легко. Берётся любой слог и либо ребёнок, либо взрослый моментально становится вдохновенным сочинителем.
Приведём для примера материал на автоматизацию (закрепление) самых распространённых звуков [С´], [С], [Л´], [Л]. Взрослый заранее подбирает слова с этими звуками, например: ОСА, ЛИСА, СКАЛА, СЕДЛО, ВЕСЛО и начинает вместе с ребёнком подбирать рифмы. Совсем не обязательно делать это дома. Используйте любую поездку в транспорте, прогулку, стояние в очереди. Время пролетит незаметно и с ощутимой пользой для ребенка. Юный поэт (впрочем, как и взрослый!), должен проявить фантазию. Мама или папа лишь корректируют творчество ребёнка: ставят задачу, подбрасывают тот или иной слог, рифму, подсказывают слово. Ну, примерно так:
Са-са-са: на столе … оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы … осу! (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у … осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим … осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнёзда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку подстелю).
Ла- ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдём скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: сели слева от скалы (моем мы полы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
А теперь ребёнок отточит свое мастерство, работая с обратными слогами:
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Сане лечат флюс (сложенье, - это плюс).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?)
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ло: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Вы заметили, что звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р´], [Р], в этих чистоговорках практически не встречались? Работа над ними идёт только после того, как отработаны и введены в речь звуки [С´], [С], [Л´], [Л]. Поэтому и вы сведите до минимума присутствие «трудных» звуков в ваших рифмовках. Чистоговорки должны произноситься чисто.
Добившись безукоризненного звучания [С´], [С], [Л´], [Л], переходите к скороговоркам с этими звуками. Скороговорку надо сначала произнести медленно взрослому. Потом – совместно с ребенком, опять же, медленно. По всей видимости, придется кое-что объяснить малышу, если он не понял смысл или какое-то слово. Прежде чем переходить к быстрому проговариванию, ребёнок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно. Вот общеизвестные и проверенные не одним столетием скороговорки:
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
Везёт Сеня с Саней Соню на санках.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Трудные звуки [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Р´], [Р] быстрее войдут в речь ребёнка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде того:
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу – ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир.
Подберите и занятные скороговорки с этими же звуками:
Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
По двору, по подворью в добром здоровье.
У нас на подворье погода размокропогодилась.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Летят пичужки через три пустые избушки.
В шалаше лишь шмель жужжит. Там, свернувшись, Саша спит.
По ремешку, по бревнышку боком проведу кобылку.
У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
На кочке квочка, квочка на кочке.
Щука щуренку пищу не подыщет.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
Тридцать три молодца съели тридцать три пирога да все с творогом.
Осип орет. Архип не отстает. Кто кого перепоет? Осип охрип, Архип осип.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Проговаривание чистоговорок и скороговорок – интереснейшее занятие. Приобщите к нему друзей и приятелей вашего ребенка. Устройте соревнование: кто чище (быстрее) проговорит чистоговорку (скороговорку). Это мероприятие можно провести и во дворе, и на пикнике, и на дне рождения. Приз – конфеты или маленький сувенир. Восторг и азарт будет неописуемый! Плюс ко всему у каждого ребёнка будет возможность продемонстрировать свои артистические способности, поупражняться в выразительности высказывания. Уверенность в себе тоже не помешает!
Вы собрались с крохой на отдых? Неплохо бы взять с собой сборник чистоговорок и скороговорок. Они прекрасно развлекут ребенка во время путешествия в поезде или в самолете. Там малыш явно скучает без игр и активных движений. Вот и направьте энергию своего ребёнка в нужное русло.
Автор статьи: Е.Г. Карельская, учитель-логопед высшей категории
(Из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев», изд. «Дрофа» М. 2007 г.)
Обирали бабы барбарис на кусте, бобы на гряде.
Рыбешка барабулька плавником болтала, жабрами булькала.
Веретено вертелось, вращалось волчком возле валенок.
Заверните ветошь в вощеную бумагу, перевяжите веревочкой.
Возле ворот волнуется народ, возле ворот людей невпроворот.
Два вола в хлеву живали, они овёс весь день жевали.
Возьми из вазы веточку вяза.
Угомонилась в гнезде гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герасим – горбушку.
Драчун Дёма давал дёру.
Дубовым дрыном дрался Дима, врагов не видя из-за дыма.
У жадного Емели жеребцы жито ели.
По жестяному жёлобу громыхали желуди.
Жанна Жана приворожила железным жезлом.
Жираф жмурится на солнце, жеманная жужелица жарится на пляже.
Жук ужинал в жнивье жухлым желтоцветом.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК».
Не каждому взрослому, не говоря уже о ребенке, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.
Запомнить скороговорку для большинства детей, как правило, не составляет особого труда. Гораздо сложнее ее выговорить быстро (скоро) и без запинки, при этом четко и внятно произносить все звуки. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
- не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес ребенка новыми творческими идеями;
- отложите занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравиться;
- знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма – понятие весьма относительное;
- забудьте о своем возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребенком;
- искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.
Прежде всего, необходимо иметь «банк скороговорок». Очень полезно к поиску новых скороговорок подключать самого ребенка.
На одно занятие следует выносить не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки. Если ребенок уже знает алфавит, то ему можно дать карточку с печатным текстом скороговорки, так что у ребенка появляется возможность следить глазами. Затем взрослый с ребенком хором повторяют текст еще раз. После такого первичного знакомства со скороговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется много различных приемов.
1. Пропевка скороговорок. Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное – подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, в стиле «рэп», речитативом и др. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить ребенку возможность самому решить, какое животное он будет изображать следующим.
Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение.
2. Инсценировка скороговорки. Это прием очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все скороговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее все продумать и отобрать подходящие.
Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что скороговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чем (о ком) повествует эта скороговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? и т.д.
Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Задай вопрос. Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства со скороговоркой формулирует свой вопрос.
Подобная работа в сочетании с предыдущим приемом обучает дошкольников умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, разъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений, правильных вопросов и достойных ответов.
5. Диалог. В проговаривании скороговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы пара стремилась произнести скороговорку как можно четче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль.
Данный прием развивает у малышей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая скороговорка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.
6. Зеркало. Упражнение выполняется в паре. Один ребенок изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; второй ребенок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться роями.
Для данного приема, который великолепно развивает внимание дошкольников, подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.
7. Эхо. Один ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает скороговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова остальными детьми. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Прием способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других.
8. Иллюстрация. Этот способ еще называется «Зарисовка». Ребенок записывает изученную скороговорку на отдельном листе и делает к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть ли у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. Таким образом, после серии занятий у ребенка формируется свой «банк скороговорок». Это прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества.
9. Книга скороговорок. Когда наберется достаточное количество иллюстрированных скороговорок, можно выпустить книгу. Для этого надо всего лишь с выдумкой и фантазией оформить обложку, указав при этом автора и название книги.
Возможности работы со скороговорками неисчерпаемы. Ведь всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Азбука скороговорок"
Консультация для родителей "Азбука скороговорок"...
Азбука скороговорок
Картотека скороговорок по алфавиту...
ПРОЕКТ по русскому языку по теме: «АЗБУКА СКОРОГОВОРОК»
Что такое скороговорка?...
Картотека"Азбука скороговорок"
Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Скороговорки считаются очень э...
Азбука Скороговорок
Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развив...
Мастер-класс "Азбука скороговорок"
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.Я продемонстрирую вам игры и упражнения по произношению скороговорок.Всем нам хорошо известно, что недостатки речи легче пр...
Азбука скороговорок
Скороговорка - это набор слов, используемый для быстрого и чёткого прочтения, чтобы развить речевой аппарат. Скороговорки зародились н...