Азбука Скороговорок
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Смородина

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка. Я предлагаю вам познакомиться  с потешным фольклором детской устной поэзии.(учитель – логопед Пронькина Л.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_skorogovorok.docx7.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка. Я предлагаю вам познакомиться  с потешным фольклором детской устной поэзии.(учитель – логопед Пронькина Л.И.)

Азбука скороговорок.

Потешный фольклор относится к произведению детской устной поэзии, назначение которых позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников. Это – словестные игры, загадки, небылицы и скороговорки.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемые шуточные прибаутки.

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание   говорит об их древности.

Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа. Счастливыми были числа – три, семь, сорок.

На семеры сани

По семеры в сани

Летят три пичужки

Через три пустых избушки.

В 1862 году впервые В.И.Даль опубликовал солидное собрание скороговорок (49 текстов). Анализ текстов даёт основание говорить об их принадлежности к фольклору взрослых. Записи, производимые во второй половине 19 20 века, показывают, что взрослые люди постепенно теряли интерес к тому жанру, но видели его педагогическую ценность.

Употребление скороговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Взрослые всячески способствовали распространению скороговорок в детской среде.

Когда народ обратился к  скороговоркам как к педагогическому средству, он отсеял произведения, которые не соответствовали его педагогическим воззрениям. В детской же среде удержались только те произведения, которые отвечали требованиям детской эстетики.

Широко бытуют скороговорки и в наши дни. Особой популярностью пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитераций, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы)

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека в реку руку,

Грека рак за руку цап.

Дети не только пользовались унаследованным от взрослых репертуаром, но и сами создавали новые произведения. На это указывает новое «школьное» содержание скороговорок.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

Предельная уплотнённость труднопроизносимых и далеко не всегда достигающих благозвучия согласных в скороговорках не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата.

Это давно поняла педагогическая наука, и скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов. Многие наверно, замечали: ребята, овладевающие чтением, готовы хоть по двадцать раз перечитывать хоть и маленькие, но знакомые тексты, демонстрируя умение. Зачем – то им это, значит, нужно.

Ещё недавно не верили, что смогут научиться читать, и вот теперь, вроде бы, умеют. Хочется, чтобы их успехи заметили, похвалили. Но важнее здесь, наверно другое: ребёнок сам чувствует, что ему нужно потренировать, закрепить навыки, для чтения совершенно необходимые: сливать, примыкать, редуцировать, ударять; добравшись до конца строчки, перебрасывать глаза вниз и влево, попадая каждый раз в нужное место; отмечать голосом знаки препинания; вправо глазами по строчке забегать, ловя всё новые и новые слова и догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучивать; не орать, но и не читать тихо; читать плавно с выражением.

В жизни не встречаются дети, которым бы не понравились скороговорки. У всех  народов, кстати, тоже есть свои скороговорки. А у англичан одна из самых популярных похожа на нашу «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Когда - то мы с вами весело разучивали эти слова, смеясь над своими ошибками. А теперь вот учим своих детей выговаривать трудные сочетания звуков в скороговорках. Малыши любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении заковыристых слов и фраз. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ваш ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Такие логопедические упражнения, как скороговорки, способствуют улучшению дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, словно «с кашей во рту».

Будем учить скороговорку.

Сначала читаем медленно, чтобы всем было понятно, о чём в ней говорится. Затем спросить, какие слова в ней не понятны (объяснить). Задать вопрос, о чём или о ком говорится в скороговорке. Какие слова в скороговорке сходны по звучанию. Какие согласные звуки повторяются в скороговорке много раз. И только затем можно проговаривать скороговорку сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы, а разомкнутыми зубами. Постарайтесь придать занятиям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом «говорящий» будет показывать новые слова. Это надо использовать в заданиях, которые вы даёте ребёнку. Целесообразно сначала разучить одну скороговорку и повторить её на следующем занятии. Главное, чтобы ваши совестные занятия приносили малышу радость.

Скороговорки для развития речи.

 звуки «Б» и «К»

 Кто обидит бобра - не увидит добра.

 У Бобы - винт, у Вити - бинт.

звуки «Б» и «Л»

 Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

 Белые бараны били в барабаны.

звук «В»

 Водовоз вёз воду из-под водопровода.

 По двору-подворью, в добром здоровье.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

 звук «Г»

 На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

 У Аграфены и Арины растут георгины.

 Галка села на забор,

 Грач завел с ней разговор.

звук «Ж»

 Хожу–твержу, сижу–твержу, лежу - твержу: Жи, же, жа, жу.

 У ежа – ежата, у ужа – ужата.

 Хорош пирожок внутри творожок!

звук «З»

 Затоптали утки за будкой незабудки.

 Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Лиза везла на возу козла и козу.

 На завалинке Зоя и заинька.

Не забудьте незабудки.

Розовые розы замерзают в морозы.

 У Зои мимозы.

 Соломы воз возница вез.

звуки «К» и «Л»

 От топота копыт пыль по полю летит.

 У ёлки иголки колки.

 Я сидела у Оки, ела яблоки

 

звуки «К» и «П»

 Наш Полкан попал в капкан.

 Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

 Расскажите про покупки.

 Про какие, про покупки?

 Про покупки, про покупки, про покупочки свои!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Азбука скороговорок"

Консультация для родителей "Азбука скороговорок"...

Азбука скороговорок

Картотека скороговорок по алфавиту...

Картотека"Азбука скороговорок"

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Скороговорки считаются очень э...

Мастер-класс "Азбука скороговорок"

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.Я продемонстрирую вам игры и  упражнения по произношению скороговорок.Всем нам хорошо известно, что недостатки речи легче пр...

Азбука скороговорок

Скороговорка -  это набор слов, используемый для быстрого и чёткого прочтения, чтобы развить речевой аппарат.           Скороговорки зародились н...

Азбука скороговорок

Чистоговорки и скороговорки...