Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Расширить знания родителей о значении познавательной активности дошкольника для дальнейшего развития.
· Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
· Планируемый результат:
· Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.
Материалы и оборудование: доска маркерная, маркеры, губка, наборы материалов для выполнения упражнения (игрушки, неоформленные предметы и т.д.), ручки или карандаши, бумага и т.д. Памятки по проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Ход родительского собрания
Вводная часть.
1. Так много внимания уделяется в настоящее время слову «ПОЗНАНИЕ». А что это такое? Как вы – родители – можете объяснить это слово и его значение для вас? (ответы родителей)
(На маркерной доске чертим схему. В центре слово ПОЗНАНИЕ)
Теперь обобщим. Познание – это
· И процесс, деятельность, исследование
· И результат (я узнал..)
· И мировоззрение, личностное качество (я изменил точку зрения…) и т.д.
· И т.д.
2.Вы – взрослые – всегда осознаете процесс познания (О, я сейчас познаю!)? – обсуждение.
3.Как вы думаете, какую роль ПОЗНАНИЕ во всех его смыслах играет в детском развитии? – обсуждение.
Предлагаем варианты при затруднении: формирует представление о мире или об отдельном явлении, учится выполнять определенные действия познавательного характера, повышает самооценку и т.д.
4.Как можно организовать процесс познания у дошкольника, чтобы достичь определенного результата? – обсуждение.
Варианты возможных ответов: организовать пространство, организовать игру, задать проблемный вопрос и т.д.
Основная часть
Ведущая деятельность ребенка – игровая. Как легко представить себя ученым секретной лаборатории, если все это вместе организовать с родителями!
Во-первых, это будет и игра,
во-вторых, это будет познавательно (научно),
в-третьих, здесь ребенок увидит и визуализирует результат, что очень важно,
в – четвертых, это можно повторять, усложнять, совершенствовать и т.д.
в-пятых, ребенок проявит и самостоятельность, и стремление к открытиям, и т.д.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ -
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Итак, примерная структура экспериментирования:
· Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
· Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
· Уточнение плана исследования.
· Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.
· Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.
Презентация (слайды) «Детская лаборатория «Почемучки».
3.Практическая часть
Создаем мини-подгруппы родителей. Задача: из представленного набора предметов придумать игру: дать ей название, правила, цели и задачи и объяснить всем участникам процесса. Время для выполнения задания – 7 мин.
Обсуждение игр: участники могут дополнять друг друга, вносить предложения и т.д.
На что направлено данное упражнение? – обсуждение.
Можно ли его назвать экспериментом? Почему?
Предложение – выполнить подобное упражнение дома совместно с детьми.
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Презентация памятки «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста»
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить знания родителей о значении познавательной активности дошкольника для дальнейшего развития.
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Планируемый результат:
- Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.
Материалы и оборудование: доска маркерная, маркеры, губка, наборы материалов для выполнения упражнения (игрушки, неоформленные предметы и т.д.), ручки или карандаши, бумага и т.д. Памятки по проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Ход родительского собрания
Вводная часть.
1. Так много внимания уделяется в настоящее время слову «ПОЗНАНИЕ». А что это такое? Как вы – родители – можете объяснить это слово и его значение для вас? (ответы родителей)
(На маркерной доске чертим схему. В центре слово ПОЗНАНИЕ)
Теперь обобщим. Познание – это
- И процесс, деятельность, исследование
- И результат (я узнал..)
- И мировоззрение, личностное качество (я изменил точку зрения…) и т.д.
- И т.д.
2.Вы – взрослые – всегда осознаете процесс познания (О, я сейчас познаю!)? – обсуждение.
3.Как вы думаете, какую роль ПОЗНАНИЕ во всех его смыслах играет в детском развитии? – обсуждение.
Предлагаем варианты при затруднении: формирует представление о мире или об отдельном явлении, учится выполнять определенные действия познавательного характера, повышает самооценку и т.д.
4.Как можно организовать процесс познания у дошкольника, чтобы достичь определенного результата? – обсуждение.
Варианты возможных ответов: организовать пространство, организовать игру, задать проблемный вопрос и т.д.
Основная часть
Ведущая деятельность ребенка – игровая. Как легко представить себя ученым секретной лаборатории, если все это вместе организовать с родителями!
Во-первых, это будет и игра,
во-вторых, это будет познавательно (научно),
в-третьих, здесь ребенок увидит и визуализирует результат, что очень важно,
в – четвертых, это можно повторять, усложнять, совершенствовать и т.д.
в-пятых, ребенок проявит и самостоятельность, и стремление к открытиям, и т.д.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ -
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Итак, примерная структура экспериментирования:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.
- Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.
Презентация (слайды) «Детская лаборатория «Почемучки».
3.Практическая часть
Создаем мини-подгруппы родителей. Задача: из представленного набора предметов придумать игру: дать ей название, правила, цели и задачи и объяснить всем участникам процесса. Время для выполнения задания – 7 мин.
Обсуждение игр: участники могут дополнять друг друга, вносить предложения и т.д.
На что направлено данное упражнение? – обсуждение.
Можно ли его назвать экспериментом? Почему?
Предложение – выполнить подобное упражнение дома совместно с детьми.
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Презентация памятки «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
Фотоотчет родительского собрания «Развитие двигательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Средняя группа...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...