Родительское собрание
консультация

Карпенко Елена Владимировна

Произвольность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnost.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

/выступление на родительском собрании/

Здравствуйте, уважаемые родители. Рада всех видеть сегодня на собрании.

Хотелось бы рассказать о развитии произвольности. Произвольность – это умение управлять своим поведением и своими психическими процессами.

Выделяют три уровня развития произвольности. Первый уровень – это управление движениями. Это умение совершать точные ловкие движения, умение напрячь и расслабить мышцы нужный момент. На этом уровне проблемы связаны с неумением детей длительное время сохранять двигательный покой, т.е. с так называемой неусидчивостью. Т.е. нужно тренировать усидчивость.

Второй уровень это управление познавательными психическими процессами. Это умение концентрировать внимание на том, что требуется, а не на том, что само бросается в глаза, запоминать то, что требуется и когда нужно уметь воспроизвести запечатленную информацию, умение управлять потоком ассоциаций из чего появляется мышление и воображение. На этом уровне проблемы возникают из-за неумения нужное время концентрироваться на выполнении задания. Т.е. важно тренировать концентрацию внимания.

Третий самый трудный уровень - это умение управлять эмоциями и желаниями. Это умение делать то, что надо, а не то что хочется, умение сначала подумать, а только потом сделать, умение подчинять свое поведение правилам, образцам и нормам, выработанным обществом. Опять-таки, дети очень импульсивны им сложно сдерживать свои эмоциональные порывы, и часто проблемы возникают из-за этого. Поэтому нужно специальные упражнения, помогающие ребенку преодолеть импульсивность, вырабатывающие опосредованность поведения – сначала подумай, а потом сделай.

Как же можно развивать произвольность? Психологи рекомендуют делать это в игровой форме. Детям интересно играть и поэтому они выкладываются по максимуму, т.е. могут максимально долго сохранять двигательный покой, концентрацию и сдерживать свои импульсы. И еще каждая игра имеет правила, которым приходится подчиняться. Если ребенок нарушает правила, то игра ломается и наступает разочарование. Т.е. в игре складывается уникальная ситуация, когда ребенок подчиняется правилам добровольно. Он делает это не из страха наказания и не в угоду взрослому, а ради того, чтобы его жизнь стала интереснее.

Сейчас я представлю три игры, которые развивают усидчивость, внимание и преодолевают импульсивность.

Первая игра «Найди отличие» развивает внимание и усидчивость.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Вторая игра «Карлики и великаны» помогает преодолеть импульсивность.

Когда взрослый скажет слово «карлик», ребенок должен присесть, а когда взрослый скажет «великан» ребенок «должен встать». Взрослый также предупреждает. Что будет запутывать ребенка садиться, говоря «великан», и вставать, говоря «карлик». Т.е. ребенок должен делать не то, что видит, а то, что слышит. Затем ребенок становится ведущим и запутывает взрослого.

Третья игра «Орел и мышата» тренирует усидчивость и преодолевает импульсивность.

Ребенок принимает роль мышонка, взрослый роль орла, который охотится на мышей. По полу рассыпается много мелких предметов (например, фасоль). Это семечки на поле, мышонок их должен собрать в какую-нибудь емкость. Мышонок приступает к работе, но тут прилетает орел. Взрослый, играющий роль орла, должен предупредить мышонка о своем появлении криком «Орел». А мышонок должен «спрятаться» - принять позу «молящегося», не двигаться, не издавать звуков. Если ребенок пошевелился или издал звук, то орел его ловит. И значит, ребенок проиграл. Если ребенок ведет тихо и спокойно, то орел улетает. А мышонок продолжает собирать «семечки» до следующего прилета орла. Ребенок побеждает, если ему удалось собрать все семечки и остаться непойманным.

Вот несколько не сложных упражнений, которые помогают развитию произвольности, в которые вы можете дома поиграть с вашими детьми.

Большое спасибо за внимание. Если есть вопросы, можете задавать, буду рада ответить на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...