Консультация для родителей "Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?"
консультация (старшая группа)
Данная статья поможет начинающим педагогам и родителям разобраться с такими понятиями как «фонематический слух», «фонематическое восприятие» и почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело?. Что не так?. Какова причина?. Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…
Для начала вспомним, что такое слух вообще?
Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.
Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове,мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.
Низкий уровень фонематического восприятиявыражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Поиграем? Обучающие игры
Игра «Поймай звук»
Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.
Игра «Где живёт звук»
Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.
Игра «Придумай имя»
Задача: учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.
Игра «Назови последний звук»
Задача: учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах.Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.
Игра «Определи место звука в слове»
Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет»заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например,звук Ш в словах : камыш (в конце, шепот (в начале), мешок (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога), бел-ка (2 слога).
Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."
ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОВЗ"
В материале представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия....
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть&helli...
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"
Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе, из опыта работы....
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился чит...
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....