Кляксы и сказки
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Николаевна Панюшкина

Составление небольшой сказки на основе самостоятельно нарисованных из клякс персонажей. Развитие речи, воображения, моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksy_i_skazki.docx209.45 КБ

Предварительный просмотр:

Кляксы и сказки.

Составитель:

Учитель-логопед: Панюшкина О.Н.

Для детей дошкольного возраста крайне важно развивать воображение и речь. В этом помогают сказки, игры, а также изобразительное искусство. К нетрадиционным методам относится кляксография – техника рисования  для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы и дальнейшее их введение в волшебную сказку.

Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов.  Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.

 
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРАВИЛА

Техника рисования пятнами подходит как для проведения групповых уроков в детском саду в младшей, средней или подготовительной группе, так и для индивидуальных занятий ребенка с родителями. Освоить ее очень просто – помимо фантазии для этого потребуются: акварельные краски; плотная бумага; кисточки;

В качестве вспомогательных материалов используются: трубочки; ватные палочки; цветная бумага; пластилин.
Вызвать интерес к занятию у ребенка помогут тематические сказки, стишки, мультфильмы. Можно показать пример самому или найти красивые картинки с пятнами краски. Даже если изначально занятие не захватит дошкольника, в процессе он обязательно увлечется созданием картин.

Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.

Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.
Чтобы мотивировать детей на творческий процесс в определенной тематике, можно придумать развлекательную игру или рассказать небольшую предысторию. К примеру, листопад унес все листья с деревьев и их необходимо вернуть назад. После этого предложить детям в технике кляксографии нарисовать дерево. Или пришла пора пчелам собирать мед, а цветы с поляны исчезли, как же им помочь? Дети должны сообразить, что необходимо вернуть цветы, и нарисовать.

 Детям постарше можно рассказать историю о чудесной стране Кляксландии, где живут необычные жители. Чтобы попасть туда, надо изобразить себя в виде необычного существа. Помимо творческого процесса, кляксография в детском саду помогает развивать в детях доброту. Для мотивации также неплохо использовать старые сказки. Во время занятия ребятам можно рассказать любую историю и в месте, где главный герой испытывает трудности, предложить изобразить персонажа, который придет на выручку.  

Самые старшие воспитанники фантазируют на тему эмоций кляксы. Им предлагают не просто оживить персонажа, а также наделить его чертами характера, сделать добрым или злым, грустным или веселым. При этом ребенок должен объяснить, почему клякса находится в том или ином настроении.  

Получившиеся из клякс персонажи, предметы, группы предметов можно оживить и составить с ними волшебную сказку.

Для  речи ребенка важен его активный словарь. Получившихся героев можно описать, подобрав как можно больше слов признаков (прилагательных), подобрать им необычное имя, придумать, где живет герой.

- Кто это?

- Крабик

-Как мы назовем крабика?

-Крабик Капитон.

- Какой наш Капитон?

- Капитон маленький, добрый, быстрый, умный. Живет Капитон в море.

Давай нарисуем для Капитона друга.

-Кто это?

-Это рыба-шар.

-Как мы назовем рыбку?

-Рыбка Василек.

- Какая рыбка? Рыбка быстрая, добрая, решительная, красивая.

Аналогично можно нарисовать и охарактеризовать других героев, которые будут в вашей сказке.

Каждая сказка начинается с зачина, где описываются главные герои, что мы с вами и сделали в начале.

 Далее идет завязка, т.е. начало развития сюжета сказки, описание основного конфликта, который должен разрешиться в течение сказки.

  Придумайте вместе с ребенком, чем любили заниматься друзья, в какую ситуацию попали, кто помог им,  кого встретили во время своего путешествия или выполнения какого либо задания.

Во время описания путешествия, вы так же можете дать характеристику всем встречающимся персонажам, рассказать, что они умеют делать, посчитать их,   описать окружающую их действительность и ваша сказка будет неповторимо красивой.

Развязка сказки. В этой части описываются завершающие события, которые разрешают основной конфликт героев. Придумайте вместе с ребенком как герой нашли выход из сложившейся ситуации.

Концовка. Заключительная часть сказки, в которой обычно повествуется о том, что происходило с героями дальше.

Параллельно,   вы можете рисовать других героев и то, что их окружает, но не затягивайте иначе ваша сказка превратиться в бесконечную историю и вы начнете путаться в персонажах. Придерживайтесь указанной выше структуры сказки.

Попробуйте и увидите, как ваши дети быстро втянутся в игру и придумают вам настоящую неповторимую волшебную сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс: нетрадиционные техники рисования- кляксография "Волшебными кляксами - рисуем сказку"

Мастер-класс рассчитан для воспитателей, а также детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Сказка про кляксу"

Методический материал по программе "Нетрадиционное рисование"...

« Сказка об одной маленькой, симпатичной, но очень вредной Кляксе»

Конспек разработан для подготовительной группы.Используются нетрадиционные техники рисования и нетрадиционная форма проведения ООД....

Выпуск в школу по одноименной сказке "Маша и Медведь" "Маша и Клякса"

laquo;Маша и Клякса». (выпускной праздник для детей подготовительной группы по мотивам мультфильма «Маша и медведь») Зал празднично украшен, у центральной стены стоит портфель,...

Праздник выпускников детского сада «путешествие по сказкам» (по мотивам сказки В. Сутеева «Мы ищем Кляксу»). Сценарий

Праздник выпускников детского сада «путешествие по сказкам» (по мотивам сказки В. Сутеева «Мы ищем Кляксу»). Сценарий...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказка про маленькую кляксу"

Образовательные • знакомство с нетрадиционной техникой рисования – «ниткографией». • продолжать учить планировать последовательность своей работы; • продолжать учить детей содержать своё рабо...