Проект мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу»
проект (подготовительная группа)

Золотарёва Надежда.

    Я, Золотарёва Надежда Семёновна, воспитатель, написала Проект «Мне дорог край, в котором я живу» рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации Проекта, воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога, знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников. В ходе образовательной деятельности, дошкольники, полученные знания применяют на практике. Реализация Проекта способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Проект позволяет сочетать интересы всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей (законных представителей воспитанников).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МуниципальноеБюджетноедошкольноеобразовательноеучреждениедетский сад № 57   «Колокольчик»

Проект мини-музея

«Мне дорог край, в котором я живу»

Подготовила воспитатель:

Н.С.Золотарёва

СУРГУТ, 2018г.

Проект мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу»

D:\мини-мУЗЕЙ\SSA47276.JPG  D:\мини-мУЗЕЙ\SSA47280.JPG  D:\мини-мУЗЕЙ\SSA47270.JPG

Аннотация

    Проект «Мне дорог край, в котором я живу» рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации Проекта, воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога, знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников. В ходе образовательной деятельности, дошкольники, полученные знания применяют на практике. Реализация Проекта способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Проект позволяет сочетать интересы всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей (законных представителей воспитанников).

Тема проекта: «Мне дорог край, в котором я живу»

Тип проекта: Долгосрочный.

Актуальность проекта: Дошкольный период – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Культура народов Севера – это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Проблема: Сегодня остро обозначается проблема в воспитание интереса к истории родного края, формирование чувства гордости в детском коллективе, в семье. Считаю, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям коренных национальностей Югры, пробуждение познавательной активности к окружающему миру, развитие наблюдательности недостаточно сформированы. Так же плохо привит интерес к национальному творчеству у детей и их родителей. К тому же, наблюдается недостаточная компетентность, низкий уровень этнического самосознания современных родителей к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашей дошкольной организации стала работа по созданию мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу».

Гипотеза: Если в образовательную деятельность ввести систему мероприятий по расширению знаний обучающихся о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Цель проекта: Формировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя (законного представителя) к природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.

Задачи проекта:

Содействовать ознакомлению обучающихся с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня;

Актуализировать потребность родителей (законных представителей) в совместной деятельности с воспитанниками и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры;

Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов Югры через познание их традиций и обычаев.

Развивать исследовательскую деятельность, творческую активность, информационно-коммуникативные навыки;

Формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

Вовлечь родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность по ознакомлению обучающих с традициями народов севера;

Организовать мини-музей «Мне дорог край, в котором я живу»

Принципы реализации:

Принцип энциклопедичности.

Краеведческий (региональный) принцип.

Принцип интеграции.

Культурологический принцип – приобщение дошкольников к истокам культуры.

Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Принцип наглядности.

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта Мероприятия проекта

1. 1 этап - подготовительный

На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания. Формирование творческой группы по направлению деятельности (в творческой группе участвуют три человека: руководитель группы, экскурсовод, фотокорреспондент).

Разработка проекта, плана по организации и проведения цикла мероприятий подбор методической литературы;

Вовлечение родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность;

Создание предметно-развивающей среды.

2. 2 этап – основной (практический)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта Проводить запланированные мероприятия для реализации проекта;

Журналистское (создание видеоматериалов);

Организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий);

Агитационно-театральное (участие в конкурсах);

Информационно-просветительское посещение  Историко-культурный центр

–музей «Старый Сургут».

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-424447-1454611711.jpg        https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-424447-1454611883.jpg

3. 3 этап – аналитический (заключительный)

Систематизация и обобщение полученных знаний обучающихся, компетентности родителей. Рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;

организация диагностических мероприятий с участниками проекта;

мониторинг эффективности реализации проекта.

Применяемые технологии:

опрос, анкетирование, тестирование;

собеседование;

интерактивная рефлексия;

анализ.

Ожидаемый результат:

В работе с детьми:

Возрастает интерес детей к различным видам деятельности;

Проявляется самостоятельность и творческая активность в проектной деятельности;

Воспитываются нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;

Развивается связная речь, обогащается словарь детей.

В работе с педагогами:

Разрабатываются разнообразные тематические проекты, видеопроекты;

Подбирается практический материал по всем видам детской деятельности;

Подбирается дидактический материал по темам.

В работе с родителями и социальными партнерами:

Закладываются основы сотрудничества с обучающимися, родителями (законными представителями, социальными партнерами и педагогами;

Повышается интерес к работе ДОО, принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках;

Помогают в проведении экскурсий и целевых прогулок по темам проектов.

В организации предметно-развивающей среды:

Видеотека: «Моя Югра»,  «Аудиоэнциклопедия» «Времена года», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Праздники»; Цифровые фотоальбомы о Югре;  Видеоальбомы по временам год; Организация мини-музея Мне дорог край, в котором я живу».

Итоговое мероприятие проекта:

Презентация видеотеки «ВИДЕОКАЛЕЙДОСКОП» (в ДОО);

Участие в районном конкурсе инновационных проектов.

Формы и методы работы с обучающимися:

Познавательное развитие:

Проведение бесед на тему:

«Моя земля – моя Югра»;

«Культуры, обычаи, обряды народа ханты и манси»;

«Это интересно»;

«Ханты и манси – коренные жители Югры»;

«Я – житель севера»;

Беседы о людях разных национальностей, особенностях национальной одежды ханты и манси, народной музыки, музыкальных инструментов.

Образовательная деятельность:

«Игрушки и игры детей»;

«Мы на северной сторонушке живем»;

«Знакомство с тайгой»;

«Животный и растительный мир севера»;

«Наша Родина – Югра»;

«Ханты и манси – жизнь, быт и культура»;

«Народные промыслы»;

«Северные узоры».

Экскурсии и мероприятия с социальными партнерами:

Сургутский Историко-культурный центр –музей «Старый Сургут».

Природный парк «Сайма».

Развитие речи, знакомство с художественной литературой:

Стихи и песни  Хантыйского российского писателя Еремея Даниловича Айпина;

Чтение сказок из книги «Хантыйские народные сказки».

Сказки народов севера; М. К. Анисимкова «Сосновая веточка».

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры:

«Чум»;

«На рыбалке»;

«Стойбище оленеводов»;

«Семья встречает гостей»;

Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка).

Дидактические игры:

«Кто где обитает»;

«Установи чум»;

«Выложи герб»;

«Собери флаг»;

«Собери карту»;

«Загадай, мы отгадаем»;

«Найди животное по следу».

Подвижные игры:

«Важенка и оленята»;

«Перетяни канат»;

«Рыбаки и рыбки»;

«Олени и оленеводы»;

«Хейро».

Физическое развитие:

Разучивание подвижных игр народов ханты и манси.

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация):

Конструирование чума из бумаги и меха;

Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога;

«Украшение платья хантыйки»;

Изготовление альбомов:

«Растительный и животный мир родного края»;

«Народные промыслы»;

«Орнамент»;

«История края»;

«Жизнь и быт народов севера»;

Выставка детских работ, плакатов, рисунков.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Работа с родителями:

Консультации:

«Мы живем в Югре»

«Быт, обряды, праздники народов Севера»

«Поможем детям узнать о родном крае»

Газета «С днем рождения Югра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музея в группе "Наш край"

Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...