Проект мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу»
проект (подготовительная группа)
Я, Золотарёва Надежда Семёновна, воспитатель, написала Проект «Мне дорог край, в котором я живу» рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации Проекта, воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога, знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников. В ходе образовательной деятельности, дошкольники, полученные знания применяют на практике. Реализация Проекта способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Проект позволяет сочетать интересы всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей (законных представителей воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini_muzey_mne_dorog_kray_v_kotorom_ya_zhivu_-_kopiya.docx | 332.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МуниципальноеБюджетноедошкольноеобразовательноеучреждениедетский сад № 57 «Колокольчик»
Проект мини-музея
«Мне дорог край, в котором я живу»
Подготовила воспитатель:
Н.С.Золотарёва
СУРГУТ, 2018г.
Проект мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу»
Аннотация
Проект «Мне дорог край, в котором я живу» рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации Проекта, воспитанники в процессе самостоятельной деятельности при поддержке педагога, знакомятся с культурой, бытом, животным и растительным миром родного края. В процессе сотворчества детей и взрослых, развиваются познавательные, творческие навыки и коммуникативные способности воспитанников. В ходе образовательной деятельности, дошкольники, полученные знания применяют на практике. Реализация Проекта способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Проект позволяет сочетать интересы всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей (законных представителей воспитанников).
Тема проекта: «Мне дорог край, в котором я живу»
Тип проекта: Долгосрочный.
Актуальность проекта: Дошкольный период – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной педагогики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Культура народов Севера – это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Проблема: Сегодня остро обозначается проблема в воспитание интереса к истории родного края, формирование чувства гордости в детском коллективе, в семье. Считаю, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям коренных национальностей Югры, пробуждение познавательной активности к окружающему миру, развитие наблюдательности недостаточно сформированы. Так же плохо привит интерес к национальному творчеству у детей и их родителей. К тому же, наблюдается недостаточная компетентность, низкий уровень этнического самосознания современных родителей к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашей дошкольной организации стала работа по созданию мини-музея «Мне дорог край, в котором я живу».
Гипотеза: Если в образовательную деятельность ввести систему мероприятий по расширению знаний обучающихся о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта: Формировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя (законного представителя) к природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.
Задачи проекта:
Содействовать ознакомлению обучающихся с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня;
Актуализировать потребность родителей (законных представителей) в совместной деятельности с воспитанниками и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры;
Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов Югры через познание их традиций и обычаев.
Развивать исследовательскую деятельность, творческую активность, информационно-коммуникативные навыки;
Формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Вовлечь родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность по ознакомлению обучающих с традициями народов севера;
Организовать мини-музей «Мне дорог край, в котором я живу»
Принципы реализации:
Принцип энциклопедичности.
Краеведческий (региональный) принцип.
Принцип интеграции.
Культурологический принцип – приобщение дошкольников к истокам культуры.
Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Принцип наглядности.
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта Мероприятия проекта
1. 1 этап - подготовительный
На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания. Формирование творческой группы по направлению деятельности (в творческой группе участвуют три человека: руководитель группы, экскурсовод, фотокорреспондент).
Разработка проекта, плана по организации и проведения цикла мероприятий подбор методической литературы;
Вовлечение родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность;
Создание предметно-развивающей среды.
2. 2 этап – основной (практический)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта Проводить запланированные мероприятия для реализации проекта;
Журналистское (создание видеоматериалов);
Организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий);
Агитационно-театральное (участие в конкурсах);
Информационно-просветительское посещение Историко-культурный центр
–музей «Старый Сургут».
3. 3 этап – аналитический (заключительный)
Систематизация и обобщение полученных знаний обучающихся, компетентности родителей. Рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
опрос, анкетирование, тестирование;
собеседование;
интерактивная рефлексия;
анализ.
Ожидаемый результат:
В работе с детьми:
Возрастает интерес детей к различным видам деятельности;
Проявляется самостоятельность и творческая активность в проектной деятельности;
Воспитываются нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;
Развивается связная речь, обогащается словарь детей.
В работе с педагогами:
Разрабатываются разнообразные тематические проекты, видеопроекты;
Подбирается практический материал по всем видам детской деятельности;
Подбирается дидактический материал по темам.
В работе с родителями и социальными партнерами:
Закладываются основы сотрудничества с обучающимися, родителями (законными представителями, социальными партнерами и педагогами;
Повышается интерес к работе ДОО, принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках;
Помогают в проведении экскурсий и целевых прогулок по темам проектов.
В организации предметно-развивающей среды:
Видеотека: «Моя Югра», «Аудиоэнциклопедия» «Времена года», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Праздники»; Цифровые фотоальбомы о Югре; Видеоальбомы по временам год; Организация мини-музея Мне дорог край, в котором я живу».
Итоговое мероприятие проекта:
Презентация видеотеки «ВИДЕОКАЛЕЙДОСКОП» (в ДОО);
Участие в районном конкурсе инновационных проектов.
Формы и методы работы с обучающимися:
Познавательное развитие:
Проведение бесед на тему:
«Моя земля – моя Югра»;
«Культуры, обычаи, обряды народа ханты и манси»;
«Это интересно»;
«Ханты и манси – коренные жители Югры»;
«Я – житель севера»;
Беседы о людях разных национальностей, особенностях национальной одежды ханты и манси, народной музыки, музыкальных инструментов.
Образовательная деятельность:
«Игрушки и игры детей»;
«Мы на северной сторонушке живем»;
«Знакомство с тайгой»;
«Животный и растительный мир севера»;
«Наша Родина – Югра»;
«Ханты и манси – жизнь, быт и культура»;
«Народные промыслы»;
«Северные узоры».
Экскурсии и мероприятия с социальными партнерами:
Сургутский Историко-культурный центр –музей «Старый Сургут».
Природный парк «Сайма».
Развитие речи, знакомство с художественной литературой:
Стихи и песни Хантыйского российского писателя Еремея Даниловича Айпина;
Чтение сказок из книги «Хантыйские народные сказки».
Сказки народов севера; М. К. Анисимкова «Сосновая веточка».
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
«Чум»;
«На рыбалке»;
«Стойбище оленеводов»;
«Семья встречает гостей»;
Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка).
Дидактические игры:
«Кто где обитает»;
«Установи чум»;
«Выложи герб»;
«Собери флаг»;
«Собери карту»;
«Загадай, мы отгадаем»;
«Найди животное по следу».
Подвижные игры:
«Важенка и оленята»;
«Перетяни канат»;
«Рыбаки и рыбки»;
«Олени и оленеводы»;
«Хейро».
Физическое развитие:
Разучивание подвижных игр народов ханты и манси.
Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация):
Конструирование чума из бумаги и меха;
Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога;
«Украшение платья хантыйки»;
Изготовление альбомов:
«Растительный и животный мир родного края»;
«Народные промыслы»;
«Орнамент»;
«История края»;
«Жизнь и быт народов севера»;
Выставка детских работ, плакатов, рисунков.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Работа с родителями:
Консультации:
«Мы живем в Югре»
«Быт, обряды, праздники народов Севера»
«Поможем детям узнать о родном крае»
Газета «С днем рождения Югра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музея в группе "Наш край"
Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....
Сценарий презентации проекта в средней группе Тема: «Край в котором мы живем»
О земле, на которой мы живем – это наш Ямал...
Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родно...
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...
Проект по по патриотическому воспитанию "Край в котором мы живем"
Патриотическое воспитание...