Родительское собрание "Пока не поздно"
консультация (подготовительная группа)

Филоненко Надежда Владимировна

создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «ПОКА НЕ ПОЗДНО»

Форма проведения: «Круглый стол»

Воспитатель: Филоненко Н. В.

Цель: создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка;

2. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Ход собрания

I.Звучит фонограмма «Малиновый звон». Воспитатель читает стихотворение «Есть просто храм…»

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

     Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.        

     Сегодня на собрании мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём. 

 II.    Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляли себя задуматься над простыми вопросами (что съесть?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. Наверное, нет необходимости рисовать печальные картины оскверненной, поблекшей, бездумно опустошаемой природы, которые почти каждый может без труда представить себе, вспомнив окрестные леса, луга, водоёмы. Впрочем, слово «печальные» не очень тут подходит. Не печаль, а острую боль (порой даже чисто физическую боль в сердце!) вызывает у неравнодушного человека вид вытоптанного и замусоренного леса, потерявшего свои цветы луга, отравленных речек и озёр. Экологически благополучных уголков, во всяком случае, в достаточной близости от городов и прочих населенных пунктов, почти не осталось. Процесс продолжается, а корни его – в потребительской вседозволенности, которую проявляли и проявляют люди по отношению к природе. Об этом сейчас много говорят. Древние священные табу, так или иначе регулировавшие общение наших далеких предков с матерью – природой, естественно, остались в прошлом. А о новых, экологически неизбежных запретах, мы заговорили недавно, когда стало ясно – они действительно неизбежны, когда возникла опасность, что скоро будет поздно. Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились ведь, к примеру, правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, позвольте, я Вам помогу…, правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов («Были мы за речкой, на том берегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели, на колхозном сене отдохнуть легли…Стрекозу поймали, крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши») до безудержных дифирамбов нелепым, экологически безграмотным хозяйственным проектам. К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, «повернуть» реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана, заасфальтирована и без шлагбаумов. Но дальше…. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Мы с Вами должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. А между тем дорога потребительского отношения к природе коварна. Заманивает то безобидными вроде бы радостями, но немалыми и скорыми выгодами. И традициями, и привычками. Мы и сами порой сбиваемся на неё, теряя бдительность. Нельзя! Если собьемся мы, за нами пойдут они, наши ребята… Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей. Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде. По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства. Экология для ребенка – это всё, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Научить ребёнка любить природу – задача нелегкая. Ведь любить природу не означает только любоваться ею. Нужно научить заботиться о сохранении её красоты, воспитать бережное отношение к её богатствам. Здесь только уроками чтения и окружающего мира не обойтись. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц и т.д.

III.Рекомендации родителям

Чтобы сделать беседу с ребенком интересной, эмоциональной, живой, необходимо постоянно опираться на знания детей. Детям всегда интересно говорить о том, что им понятно, о чем они могут порассуждать. А почерпнуть знания дети могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Вот почему особое значение придается экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал. Они не только познают природу, но и расширяют свой кругозор, активизируют внимание, развивают мышление. Именно на экскурсии прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. Природу любят практически все, но бережно, внимательно относиться к ней могут далеко не все. И перед нами стоит задача – научить детей общению с природой, воспитать бережное отношение к ней. Вот что писал В.А. Сухомлинский: «Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

     Я предлагаю Вам образец проведения наблюдений, например, за ветром, которое Вы можете провести со своим ребенком.

Во – первых, загадайте загадку: Когда он отдыхает, на время все стихает, И листья не колышутся, и шороха не слышится. Во – вторых, объясните отгадку, выучите загадку наизусть.

В – третьих, проведите беседу: - Как узнать, есть ли на улице ветер? Какой это ветер? (Встань так, чтобы ветер дул в лицо. Теперь давай поиграем: я буду говорить, какой ветер, а ты, если согласен со мной, повторяй и хлопай в ладоши, а если нет, то грози пальцем. Теплый, холодный, ласковый, злой, колючий, ледяной, нежный, тихий, мягкий, озорной).

- Спросите, что хорошего и полезного может сделать ветер. - Дайте волшебный рупор (лист бумаги, сложенный в трубочку) и предложите послушать, о чем поет ветер.

- Спросите, с чем можно сравнить ветер (с бегущим мальчиком, с проказником – невидимкой, с веером и т.д.)

- Предложите придумать сказку или свою загадку о ветре.

- Спросите, можно ли ветер назвать волшебником (злым или добрым), может ли ветер предсказывать погоду (сильный ветер во время дождя – к хорошей погоде. Если на деревьях листья поворачиваются верхней стороной – жди дождя).        

   Помимо экскурсий большую роль в воспитании бережного отношения к природе имеют походы. Найти уютный уголок, провести в нем целый день и оставить его в таком же состоянии – этому надо учить детей. Готовясь к походу, надо говорить не только о том, как надо вести себя в лесу, но и почему. Почему нельзя рвать цветы, ломать ветки, сорить. Нередко у наших детей отсутствует чувство сострадания. Представьте, что Вы гуляете с ребенком по лугу. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. КАКИМ БУДЕТ ВАШЕ СЛОВО?

Вывод ясен: нужно довести до ума и сердца ребенка мысль о том, что на лугу цветы выглядят красивее, чем в букете. Желательно рассказать также о пользе этих редких цветов, о том, как по ночам и в плохую погоду они становятся шалашиками для насекомых, укрывая их от дождя и холода. Важным дополнением к сказанному является чтение стихотворения В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял…

   От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу - значить творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. По словам В.А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах. Общественное станет для ребенка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что – то для людей... Какая бы специальная работа по экологическому воспитанию ни проводилась в школе, роль семьи в воспитании у детей чувства бережного отношения к природе остается очень большой. Большими возможностями и преимуществами обладают беседы родителей с детьми. Старших дошкольников всегда всё интересует, чем и могут воспользоваться родители при проведении с ними беседы, имеющей экологическую направленность. Например, беседу о лекарственных растениях можно провести дома за вечерним разговором.

Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства! 
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки. 
Нужно только не лениться, нужно только научиться 
Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1). Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь. ( Крапива. Отваром моют голову, она останавливает кровь.)

 2). Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. 
На земле лежат листки – маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

3). Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

4).Назовите травянистые растения или кустарнички, которыми можно вылечиться от простуды. ( Малина – при высокой температуре; брусника – при высокой температуре; клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина – при заболевании горла; ромашка – при заболевании горла…)

   Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе. Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру. Любая экскурсия, прогулка родителей с детьми в лес, парк, сад или даже по селу должны способствовать воспитанию в детях чувства прекрасного. …Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», - подумаете Вы. А что скажете ребенку? О чем будете с ним говорить? Во время таких прогулок необходимо постоянно ребенку говорить: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно – голубое, с легкими, как бы тающими облаками». Зимой обращать его внимание на красоту деревьев, покрытых инеем, осенью – на окраску листьев. Весной родители стараются показать детям пробуждение природы. Восприятия природы у ребенка всегда остры. Общение с ней вызывает множество вопросов. Ему хочется узнать, почему ель и сосна зеленеют и зимой, а береза, липа осенью сбрасывают листву, отчего идет снег и дождь, почему на лугу разнотравье, и еще много – много самых разных «почему». От взрослых зависит, будут ли развиваться у ребенка любознательность и формироваться правильные представления о природе. Если родители сами проявляют интерес к различным явлениям в природе, если они могут дать ребенку правильный ответ на его вопросы, то из года в год у него развивается пытливость, наблюдательность. В большей степени воспитывает пример взрослых, их неравнодушное отношение ко всему, что окружает нас в природе. Взрослым нужно не только эмоциональное воздействие: умение увидеть и пожалеть поломанный сук у дерева, разоренный муравейник, но и помочь природе в беде. Воспитание заботливого отношения к природе нужно начинать с близкого и понятного детям. Весной и осенью можно вместе с детьми озеленить свой участок. Но вот наступает зима. Морозно. Снежно. Дети после игры во дворе бегут домой. Здесь тепло и уютно. Сынишка подходит к матери, которая стирает белье: - Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем. - Займись чем – нибудь, сынок, ты видишь – я занята, - отвечает она. Представьте, если ребенок обратился к вам с такой просьбой в тот момент, когда Вы заняты. Как Вы поступите? Мать по-житейски права, но таким, на первый взгляд, пустяковым случаем преподносится первый урок черствости, равнодушия. Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая любовь, заботливое отношение к природе: как собирать грибы. Не разрушая грибницу. Как разжигать костер, не ломая бездумно ветки деревьев, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.д. взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству её богатств.

IV.Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

V.Великий итальянский художник Леонардо да Винчи писал: «В наставницу себе я взял природу – великую из всех учителей», следуя его примеру, пусть в каждой семье главным учителем и воспитателем станет природа. Раскроем тайны и красоту родной природы через наблюдения, разучивая стихи, пословицы, запоминая загадки и приметы. Замечательный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя!» мы, взрослые, в большинстве своем, уже поняли, что уничтожать природу – это все равно, что рубить собственные корни. И мы должны донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькие речки, берега которых превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать – не сохраним природу – не будет и России!

VI. Решение родительского собрания

-Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

-Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

-В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе.

-Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.


Успехов Вам и вашим детям!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Масару Ибука После трех уже поздно

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, какневежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненавис...

Поздняя осень.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...