Дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала для детей 4-5 лет.
материал (средняя группа)
Дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sred._vozr.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала для детей 4-5 лет.
Тема: «Овощи»
Цель: – Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
– Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Игра: «Угостим зайца и зайчонка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.
Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
Игра: «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.
В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).
Из земли выкопали крупную, серую…(картошку).
В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).
Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты»
Цель: – Согласование существительных и прилагательных с числительным;
– Образование единственного и множественного числа существительных.
Игра: «Сколько фруктов в магазине»
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.
Например: Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.
Игра: «Маловато будет!»
Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:
Яблоко – яблоки Персик – персики
Груша – груши Абрикос – абрикосы
Апельсин – апельсины Банан – бананы
Мандарин – мандарины Ананас – ананасы
Пальчиковая игра: «Фрукты»
Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)
И бананы, и хурмы
И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)
Тема: «Грибы»
Цель: – Различать и употреблять предлоги;
– Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Игра: «Удачливый грибник»
Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.
Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».
Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек
Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик
Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек
Опёнок – много опят
Игра: «Запасливая Белка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.
Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».
Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.
Например: «Я нашёл гриб за дверью».
Тема: «Осень»
Цель: – Образование относительных прилагательных;
– Согласование прилагательных с существительными
Игра: «Какого листочка нет?»
Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»
Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.
Игра: «Подскажи Тузику»
Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.
Взрослый:
– Тузик, почему ты весь мокрый?
Тузик:
– На улице дождливый погода!
Взрослый, обращается к ребёнку:
– Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода)
Тузик:
– А ещё ветер сильная. (сильный ветер)
Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.
– День холодная. (холодный день)
– В небе чёрный тучи. (черные тучи)
– На дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки»
Цель: – Различение значений и употребление предлогов;
– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Игра: «Волшебный платочек»
Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
Игра: «Уберём игрушки вместе»
Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»
Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.
Тема: «Посуда»
Цель: – Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
– Образование относительных прилагательных.
Игра: «Резиночки»
Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет ( суменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.
Маленькая тарелочка – большая тарелка.
Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.
Маленькая сковородка – большая сковорода.
Маленький чайничек – большой чайник.
Игра: «Какая у нас есть посуда?»
Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».
Кастрюля из алюминия – алюминиевая
Сковорода из чугуна – чугунная
Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.
Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: – Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
– Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Игра: «Жадная Принцесса»
Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.
Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»
С куклой мы пойдём гулять (шагаем на месте)
Будем куклу одевать: (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)
Кофту тёплую, штаны, (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)
А на ноги – сапоги, (потопали ногами)
Шапку, шарфик и пальто – (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)
Будет куколке тепло! (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)
Тема: «Зима»
Цель: – Изменение существительных по падежам;
– Употребление предлогов.
Игра: «Доскажи словечко»
Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово.
Лепить из снега… (снеговика)
Кататься с горки на… (на санках)
На катке катаются на… (на коньках)
Съехать на санках с … (с горки)
По лыжне кататься на… (на лыжах)
Зимой строить крепость из … (из снега)
Мороз рисует узор на … (на окне)
Положить птица зёрна в … (в кормушку)
Снежинки летят по … (по воздуху)
В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)
Игра: «Куда снежинка полетела?»
Для игры Вам потребуются снежинки для взрослого и ребёнка из бумаги или из ваты. Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели.
Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер подул, и она дальше полетела – под стол улетела…».
Тема: «Дикие звери»
Цель: – Образование притяжательных прилагательных;
– Употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.
Игра: «Я зверь лесной»
Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»
Пальчиковая игра: «В лесу»
Вылез ёжик из – под ёлки (руки поднять над головой и соединить «домиком»)
На спине держа иголки. (переплести пальцы перед собой)
Из – за кустика глядят (выглядываем из – за раскрытых ладоней)
Пара маленьких зайчат. (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках )
На опушке, посмотри, (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в
Вылез крот из – под земли. кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу
Тема: «Домашние животные»
Цель: – Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;
-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
Игра: «Хвастливые животные»
Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.
Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»
Игра: «Кто о ком думает?»
Думает кошка о малых … (котятах)
Мама собака о детках … (щенятах)
Корова вздыхает о сыне … (телёнке)
А лошадь о быстром своём … (жеребёнке)
Мама овечка о детях … (ягнятах)
И мама свинья о своих … (поросятах)
Тема: «Транспорт»
Цель: – Употребление приставочных глаголов;
– Согласование числительных с существительными.
Игра: «Машины»
Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.
Игра: «Посчитаем машины»
Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».
Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.
Тема: «Весна»
Цель: – Употребление сравнительной степени наречий;
– Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Игра с мячом: Скажи наоборот»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.
Теплее – холоднее
Быстрее – медленнее
Темнее – светлее
Длиннее – короче
Грязнее – чище
Игра: «Нарисуем подснежники»
Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники) На чём я рисую? (на бумаге) Чем я их рисую? (карандашами) У подснежников нет зелёных …(листочков) Что ты видишь? (подснежники)» и т.д.
Тема: «Семья»
Цель: – Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;
– Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра: «Чья это вещь?»
Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»
Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
Игра с мячом: «Назови ласково»
Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.
Мама – мамочка
Папа – папочка
Бабушка – бабулечка
Дедушка – дедулечка
Брат – братишка
Сестра – сестричка
Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.
Тема: «Мебель»
Цель: – Согласование числительных с существительными и прилагательными;
– Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
– Употребление предлогов.
Игра: «Озорные игрушки»
Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)
Игра: «Посчитай мебель в квартире»
Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире.
Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»
Тема: «Профессии»
Цель: – Употребление существительных в творительном падеже;
– Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Игра: «Кто чем работает?»
Землекоп копает… (лопатой)
Врач укол делает … (шприцом)
Портной шьет платье … (иглой)
Маляр красит … (кистью)
Лесоруб рубит деревья … (топором)
Игра с мячом: «Вчера – завтра»
Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч.
Вчера я работал, а завтра – … (буду работать)
Вчера я строил, а завтра – … (буду строить)
Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)
Вчера я стирал, а завтра – … (буду стирать)
Вчера я продавал, а завтра – …(буду продавать)
Вчера я красил, а завтра – … (буду красить)
Тема: «Цветы»
Цель: – Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;
– Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
Игра с мячом: «Посчитай цветы»
Взрослый предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч.
Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.
Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …
Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …
Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …
Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …
Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …
Таким же образом можно посчитать и другие цветы.
Игра: «Цветок и цветочек»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек».
Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка.
Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка.
Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка.
Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26.05.2013 Игротека Подвижные игры для закрепления ПДД
ИгротекаПодвижные игры для закрепления ПДДИгры для детей 1 младшей группыИгры для детей 2 младшей группыИгры для детей средней группыИгры для детей старших групп...
Подвижные игры для закрепления УМК
Подвижная игра "Разноцветный фейерверк" (тесле фейерверк) предназначена для закрепления названий основных цветов на татарском языке для средней и старшей группыПодвижная игра "Урман Буенда" (На ...
Проектная работа "Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"
Проект раскрывает содержание методической разработки по использованию музыкально-дидактических игр для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса к татарскому языку и культ...
Методическое пособие "Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"
Методическая разработка представляет собой комплекс дидактических игр, направленных на активизацию в речи детей родного, второго (татарского) языка....
Волшебный мешочек (Музыкально-дидактическая игра на закрепление (повторение) выученного материала для младшего дошкольного возраста)
Использовать на музыкальных занятиях и в во время досуга с детьми младшего дошкольного возраста...
Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...
Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...