Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Кириллова Татьяна Евгеньевна

Познакомить родителей с понятием «познавательная активность»; повышение педагогического мастерства родителей по теме; овладение искусством общения, формирования умения общаться с детьми.

Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_roditelskoe.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель: ознакомить родителей с понятием «познавательная активность»; повышение педагогического мастерства родителей по теме; овладение искусством общения, формирования умения общаться с детьми.

Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях

Готовясь к собранию, мы задали детям вопросы:

  1. Любите ли загадки?
  2. Кто загадывает их вам дома?
  3. Чем любите заниматься больше всего? Почему?
  4. Какие книги, энциклопедии вам нравятся?
  5. С чем вам нравится (или хотели бы) провести опыты (эксперименты)?
  6. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
  7. Посещаете музей, библиотеку?

Любите ли загадки?  Беседовали с 10 детьми. Из них 4 ответили, что загадки не любят.

Кто загадывает их вам дома? Два ребенка ответили мама, папа, остальным загадки не загадывают.

Чем любите заниматься больше всего?  Играть. Рисовать, лепить. Собирать пазлы. Играть  лего, куклы, герои в масках, магазин.  Играть в телефоне, планшете.  

Какие книги, энциклопедии вам нравятся?  Сказки, энциклопедии про кошек, машины, тело человека.

С чем вам нравится (или хотели бы) провести опыты (эксперименты)? Вопрос вызвал затруднения.  Один ребенок ответил - опыты с водой.

Принимают ли участие взрослые в ваших играх?  Половина детей ответили: мамы играют, 2 – папы, половина – не играют.

Посещаете музей, библиотеку?  Один ребенок ответил «ходили с мамой в библиотеку». Остальные ответили – нет.

Исходя из опроса детей, решили остановиться на познавательно-исследовательской деятельности детей (почему возникли затруднения объяснить)

Китайская пословица гласит:

 Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов .

Что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными , предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты ?  (Ответы родителей.)

1.Во-первых, с водой.

2.Во-вторых, с воздухом.

3.И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д

  • ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать  предметы, развивать наблюдательность.
  • «Как из воды сделать значок?»
  • «Цветные льдинки»
  • «Чистый лед»

 Лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.  Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы.  Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

  • «Как увидеть пар?»
  • «Можно ли унести воду в решете?» (различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).
  • Растворение веществ в воде. (Вода, и ее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной).

  • «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер).
  • «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, на летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, парашют, пух).
  • «Снежные цветы»

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

  •  «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).
  •   «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло).

Экспериментальная деятельность с родителями.

«Тонет - не тонет»  апельсин

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

«Волшебная рукавичка»

Для развития у детей любознательности, познавательной активности хотелось бы порекомендовать :

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

  1. Учите ребенка играть в шашки или шахматы.

  1. Проводите в семье различные конкурсы.

  1. Организуйте  совместные походы в музей, на выставки, в театр, цирк.

  1. Проводите постоянные прогулки в природу.

  1. Мастерите с детьми поделки из природного материала.

  1. Поощряйте  экспериментирование детей. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице (смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание рассады и т. д.)
  2. Читайте  с ребенком детские энциклопедии, познавательные книги, журналы.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Чтение  стихотворения  «Почему?»

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын вернулся вскоре…

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше…

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка:

У меня свои дела!

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола. 

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца  

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других , посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?  

В самом деле, почему? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нах...

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...