Консультация для молодых специалистов ДОУ: «Опыт работы нетрадиционного взаимодействия с родителями воспитанников»
консультация (старшая группа)
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формы работы с родителями | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 Ромашка» г. Нефтеюганск ХМАО-Югра
Консультация для молодых специалистов ДОУ:
«Опыт работы нетрадиционного взаимодействия с родителями воспитанников»
Разработала воспитатель: О.К. Кирпиченкова
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей (законных представителей) в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Цель взаимодействия ДОУ и семьи: заинтересованность обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развития в нем скрытого потенциала.
Основные задачи в работе с родителями (законными представителями):
-обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
- Оказание помощи родителям в воспитании детей.
- Активизировать родительские воспитательные умения.
- Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.
Не традиционные формы работы ДОУ с семьей:
Информационно- аналитические
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Семинары-практикумы,
Педагогическая гостиная,
Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,
Педагогическая библиотека для родителей
Информационные проспекты для родителей,
Организация дней (недель) открытых дверей,
Открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. ,
Организация мини- библиотек
Выпуск семейных газет
Совместные проекты
Выставки семейных коллекций
Почта доверия;
Анкетирование;
Соревнования
Конкурсы
КВН;
Клубы заинтересованных родителей
Концерты
Дни открытых дверей.
Турниры знатоков
«Мастерские добрых дел»
Семинары-практикумы
Совместный труд
Совместные досуги, развлечения, викторины;
Приглашение принять участие в смотрах-конкурсах,
«Копилка родительского опыта» (стенд)
Таким образом, изучая семью, семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Анкетирование позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Посещение семьи - позволяет нам, как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
«Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
Совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного).
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, В конце собрания подводится итог.
«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов.. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов родителей. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Как активизировать участие родителей?
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей при участии в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Взаимодействие с родителями воспитанников"
В материале представлена система работы с родителями воспитанников...
Консультация для молодого специалиста "Установление и поддержание контакта с родителями"
Консультация для молодого специалиста...
Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"
Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсор...
«Трудности специалистов ДОУ при организации взаимодействия с родителями воспитанников и их причины».
Консультация для педагогов ДОУ...
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...
Консультация для молодых специалистов ДОУ по взаимодействию с родителями по теме «Традиция семейного чтения. Растим читателя»
В консультации поднимается актуальная проблема утраты традиции семейного чтения в российских семьях, даются практические советы, которые помогут совместными усилиями педагогов и родителей привит...