"Значение игры при подготовке детей к школе"
консультация (подготовительная группа)

Кошелева Надежда Ивановна

Консультация для родителей " Значение игры при подготовке детей к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение игры при подготовке  детей к школе»

   Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни.  

    Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы.  

     Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В. Никитин. - Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.

  Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся.    

  В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.  

   В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  •  занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать
    играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
  •  во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  •  обязательно поощрять победителя игры

Итак, какие же игры советуют педагоги?

  1. Сюжетно – ролевые игры

К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки – матери» и тому подобные. Таким такие игры отражают действительность  и позволяют детям колировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.

  Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

  У сюжетно ролевых игр есть свои характерные особенности.

 Это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей. Эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение). Сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы.

  Сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком; она способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности; такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике; как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. И значальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов.

Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике.

Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию. Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.  

Игры-соревнования.

  Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

Конструкторская игра.

   Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

Игра-драматизация.

   По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

   Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.  Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это  сокровищница русской народной речи и мудрости.

    Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

  Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком.  Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры  «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»;  сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.

   Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность  их выбора.

  Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными. Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.  

   Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родитель может выбрать игру по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);  

  Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани»», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Несколько советов, как организовать игру:

  1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.
  2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
  3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
  4. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького,  не понимающего,  первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы (Почему? Зачем?).     Так что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое.

Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни намного больше, чем бездумно выученные несколько слов на английском языке или умение считать до 100 и обратно в трехлетнем возрасте!     

    Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но веселые игры помогут сделать его более приятным и легким. Поэтому старайтесь почаще играть с будущим школьником, и на свои первые в жизни уроки он пойдет с удовольствием!

Список используемой литературы

1.   Алябьева Б. А.  Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Т Ц Сфера, 2003. 

 2. Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие  Авторы- составители: Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. А.: «Про-пресс», 2002. 

3. statya_znachenie_igry.doc   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1096

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

                                                                                                                                         

Подготовила

Кошелева Н. И.                                                                                  

                                                                                             

                                                               

                                                                                             

Москва 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение игры при подготовке ребенка к школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ №1 «РУСАЛОЧКА» П.ГИГАНТ САЛЬСКОГО РАЙОНА...

Буклет "Значение игры при подготовке ребенка к школе"

Мамы и папы будущих первоклассников!Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка.  Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к...

Статья для родителей "Значение игры при подготовке ребенка к школе".

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собст...

«Значение игры при подготовке ребенка» к школе»

Буклет предназначен для родителей будущих первоклассников....

Значение игры для подготовки детей к школе

Значение игры для подготовки детей к школе...