Развитие речи детей младшего возраста посредством игры в кинетический песок.
консультация (младшая группа)

Дмитриева Людмила Владимировна

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование различных  современных образовательных технологий и методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dmitrieva_l.v.docx412.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи   детей  младшего возраста посредством игры в кинетический песок.

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование различных  современных образовательных технологий и методик.

Основными методами освоения задач в данном возрасте являются следующие.

Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.

Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Издавна считалось, что именно в детстве ребенку необходимо играть. До появления интернета, в каждом дворе дети играли, это было главным принципом существования. Игра объединяла больших и маленьких, учила ребят общаться, развивала духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Через игру усваивался общественный опыт и развивалось воображение.

Детская игра в кинетический песок  - это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаться к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят и младших школьников.

Игра в кинетический  песок может быть органично объединена  с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством,  математикой,  развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Игра  содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

  • Развить мелкую моторику
  • Совершенствовать сенсорное восприятие
  • Осуществлять подготовку руки к письму
  • Развивать речь
  • Развить творческое мышление
  • Вовлекать в ролевые игры
  • Тренировать внимание
  • Расслабляться и успокаиваться
  • Развитие мелкой моторики

Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

Сенсорное восприятие

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется.

Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности!).

Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

Занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы. Как помочь ребенку заговорить, используя простые приемы игры.

Работа в парах: один человек прячет бусины, другой их ищет. «Спрячьте в песке бусины, из которых в дальнейшем вы с ребёнком соберёте бусы».2020-03-04 07.12.11 - копия.jpg

Дети очень любят играть и с помощью кинетического песка можно развивать различные сюжеты: порисовать на песке и рассказать, что ребёнок изобразил, вплести в сюжет знакомую сказку и назвать всех героев, соорудить ферму и перечислить всех животных, или построить мини городок, а можно просто полепить формочками различные предметы и сказать их название.

До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

Развитие творческого мышления

Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

Ролевые игры

Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть, где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.

Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

     Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра.

Тренировка внимания

Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, письмо, вырезание, настольные игры).

Спокойствие и расслабление

Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, ребёнок станет спокойнее.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.

2. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2017.-144 с.

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие ребёнка раннего возраста посредством взаимодействия с кинетическим песком

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни.Познавательное развитие детей раннего возраста включает в себя ощущения, восприятия, внимание и память. Ведущим в по...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей детских садов. Так как именно в возрасте от 3 до 6 лет закладываетс...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифмуВоспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифмуВоспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифмуВоспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму»

Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей детских садов. Так как именно в возрасте от 3 до 6 лет закладываетс...