проект картинки с выставки
проект (старшая группа)
Познавательно – творческий проект
«Сказка в музыке»
Выполнил: Музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Направленность: Формирование основ музыкальной и художественной культуры, через знакомство детей с творчеством композитора М.П.Мусоргского
Предпосылки: знакомство детей с классической музыкой
Проблема: дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она не звучит.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Продолжительность: март
Актуальность: Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания. Дети очень чутко реагируют на детские произведения композиторов – классиков - музыка яркая, доступная, понятная для восприятия детьми 5-6 лет.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатель группы, родители детей.
По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке через знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством М.П.Мусоргского.
- формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства.
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;
Развивающие:
- развивать воображение и ассоциативное мышление
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом
- развивать эмоциональную сферу ребенка
Воспитательные:
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Формы совместной деятельности с детьми:
- ООД «Знакомство с творчеством М.Мусоргского»
- Просмотр мультипликационных фильмов:
«Картинки с выставки», Союзмультфильм, 1984 г.;
«Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977;
- Чтение художественной литературы: С.Хромых «Избушка на курьих ножках»; Т.Минченко «Листопадный гном»;
- организация продуктивной деятельности детей на тему «Картинки с выставки»
Ожидаемый результат:
- знакомство с творчеством М.П.Мусоргского
- обогащение представлений о классической музыке
- развитие музыкально- познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности
- повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию
- приобщение родителей к жизни и интересам детей
Материальная база: иллюстрации с изображением картин с выставки; портреты композитора М.П.Мусоргского, художника В.Гартмана; музыкальные записи со звучанием музыкальных пьес: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов»; техническое оснащение, музыкальный зал, детские музыкальные инструменты,
План-график мероприятий в рамках организации проекта «Сказка в музыке»
1 этап. Подготовительный
Цель: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы.
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
10.03-10.03
11.03-13.03
13.03-18.03
| М.П.Мусоргский
«Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» Цель: ориентация родителей на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье
«Картинки с выставки» Цель: создать наглядное и музыкальное обеспечение проекта
| Интернет-ресурсы
Организация консультации для родителей (Приложение №1)
Интернет-ресурсы Презентация сюиты «Картинки с выставки»
| Сбор информации о жизни и творчестве композитора; истории создания сюиты «Картинки с выставки» Папка-передвижка в группе
Подбор иллюстративного и музыкального материала М.Мусоргского, В.Гартмана: -«Гном» -«Избушка на курьих ножках» -«Балет невылупившихся птенцов»; презентации.
|
2 этап. Основной
Цель: расширение знаний детей о классической музыке, о великом русском композиторе М.П.Мусоргском, об истории создания сюиты «Картинки с выставки»
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
10.03-13.03
16.03-20.03
17.03
17.03-20.03
24.03 | «Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского» Цель: познакомить с композитором и его творчеством
Концерт «Картинки с выставки» М.Мусоргского Цель: познакомить с историей создания и музыкальными произведениями из сюиты «Картинки с выставки»
- С.Хромых «Избушка на курьих ножках»; -Т.Минченко «Листопадный гном» Цель: сопоставить характеры художественных образов с музыкальными
«Картинки с выставки», Союзмультфильм, 1984 г.; «Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977;
«Мой любимый образ» Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности при рисовании музыкальных образов | ООД (Приложение №2)
Досуг «Музыкальная гостиная» (Приложение №3)
Художественная литература
ИКТ
Творческая мастерская | Составить конспект ООД
Составить сценарий досуга. Слушание музыкальных произведений; беседа о характере музыки, музыкального образа
Чтение художественной литературы, беседы по прочитанному
Просмотр мультипликационных фильмов
Организация продуктивной деятельности детей
|
3 этап. Заключительный
Цель: обобщение опыта работы
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
24.03-31.03 |
«Сказка в музыке»
|
Выставка детских работ (Приложение №4) |
Организация выставки детских рисунков |
Итог проекта «Сказка в музыке»
В результате реализации проекта было выявлено, что дети более увлечено слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки. Их образная речь, активный словарь пополнились новыми словами. Дети различают на слух и дают названия музыкальным произведениям; передают словами возникший образ от прослушанных произведений, отражают свои впечатления в рисунке, движении.
Были в восторге от просмотра мультфильмов. С удовольствием передавали музыкальные образы в рисунке.
Список используемой литературы
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
- Радынова О.П. «Сказка в музыке»
- С.Хромых «Избушка на курьих ножках»
- Т.Минченко «Листопадный гном»
- musorgskiy-kartinki-s-vystavki.ppt
- «Маам.ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
-«Мир знаний» http://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka
Приложение №1
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Консультация для родителей на тему:
«Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: ориентация родителей на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.
Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.
Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».
Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.
Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.
Приложение №2
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: Музыкальная деятельность
Тема: «Знакомство с композитором М.П.Мусоргским и его творчеством»
Возрастная группа: средняя группа
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: познакомить с композитором и его творчеством
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с творчеством композитора М.П. Мусоргского
- обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки
- способствовать овладению детьми музыкальными терминами: «композитор», «оркестр», «темп», «регистр»
Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, память, воображение
- развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Воспитывающие:
- воспитывать любовь детей к музыке
- художественный вкус и основы музыкальной культуры
Оборудование: портрет композитора, иллюстрация картины «Избушка Бабы-Яги», аудиозаписи, музыкальный центр, «ковер-самолет», маска Бабы-Яги
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы про Бабу-Ягу, беседы о прочитанном, разучивание песен, игр.
Репертуар:
- Валеологические распевки «Здравствуйте» «До свидания»
- «Прогулка» М.Мусоргский
- «Избушка на курьих ножках « М.Мусоргский
- «Песня друзей» В.Герчик, Я.Акима
- «Озорная полька» М.Бикбовой
- музыкальная игра «Бабка-Ежка»
- стихи А.Тиная « Баба-Яга»
Ход занятия
Валеологическая распевка «Здравствуйте»
«Прогулка» М.Мусоргского
М.р. Мы шли, шли и в сказочный мир музыки пришли.
Любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Молодцы, много знаете! А ведь сказки бывают и музыкальные. А как вы думаете, кто может написать музыкальную сказку? (Ответы детей.)
Правильно, ребята, это композитор. Сегодня я предлагаю вам послушать новое произведение композитора, которого звали Модест Петрович Мусоргский. (Показывает портрет.)
Модест Петрович Мусоргский родился в России. С ранних лет мама учила мальчика играть на фортепиано. Он любил природу, а вечерами с удовольствием слушал сказки, которые рассказывала ему няня. Прошло время, Модест вырос и стал великим музыкантом, композитором.
Сегодня мы послушаем одну очень интересную фантастическую пьесу. Отгадайте мою загадку и сами узнаете, о ком эта пьеса:
Среди леса на опушке
Стоит старая избушка,
А в избушке той — старушка,
Горбатая, носатая
Колдует над котлом,
А черный кот усатый
Играется с клубком.
Что же эта за избушка?
Как зовут эту старушку? (Ответы детей.)
М.р. Молодцы, правильно отгадали, музыкальная пьеса так и называется «Избушка на курьих ножках» (или «Баба Яга»). А как была написана эта пьеса, я вам сейчас расскажу.
Однажды М.П. Мусоргский побывал на выставке своего друга-художника. Там он увидел много интересных картин, а среди них рисунок часов «Избушка на курьих ножках» (показ иллюстрации). Композитор вспомнил нянюшкины сказки о Бабе Яге, о волшебстве и написал музыкальную пьесу «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга».
Ну, что ж, ребята, пришло время отправиться нам в путешествие и послушать эту пьесу. Так как путь туда долгий, полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее.
Полетели, полетели,
В лес дремучий прилетели.
В том лесу стоит избушка на курьих ножках,
А в той избушке живет Баба Яга. (Под инструментальное сопровождение исполняется балетная зарисовка.)
І часть.
Живет Баба Яга, поживает
Да горя в своем лесу не знает.
С вечера до бела света на метле она летает,
Да за всеми в лесу наблюдает.
Чувствует она себя хозяйкой в лесу,
Никого не боится, никого не стыдится.
ІІ часть.
А иногда она по лесу не летает,
Затаится и, видно, что-то замышляет.
А волшебный ночной лес, полный звуков, шорохов,
Наблюдает за ней.
III часть.
Задумав какую-то пакость,
Она начинает летать.
М.р. Ребята, а теперь вернемся в музыкальную гостиную, там и продолжим знакомство с новым произведением. Вам оно понравилось? Помните, как оно называется? (Ответы детей.) Кто ее исполняет? (Ответы детей) Какая музыка по характеру? (Сердитая, грозная, сказочная, фантастическая.) В каком регистре звучит?
М.р. Все ли время звучит музыка одного характера? (Нет, сначала грозная, громкая, потом тихая, а потом опять грозная.)
М.р. Давайте еще раз внимательно послушаем музыку. (Повторно слушают произведение.) На какую часть похожа третья часть. (Ответы детей.)
Сколько частей в этом произведении? Какой музыкальный инструмент звучит? Давайте пофантазируем и с помощью мимики, выражения лица, глаз покажем безжалостную Бабу Ягу (Показ.)
Если бы вы рисовали избушку на курьих ножках и Бабу Ягу, какие бы вы использовали краски?(Ответы детей.)
Как вы думаете почему она такая злая (Ответы детей) Может попробовать ее развеселить? Предлагаю станцевать танец « песенку « споем? Зовите всех в игру «Бабка-Ежка» играть. Никого не поймала Баба-Яга, улетел снова в лес она. А нам снова в детский сад возвращаться пора. С каким замечательным музыкальным произведением мы с вами познакомились? (Ответы детей). Сколько сказочного и необычного принесла нам музыка М.П. Мусоргского.
Валеологическая распевка «До свидания»
Приложение №3
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Сценарий досуга
Концерт «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: Музыкальная деятельность
Возрастная группа: Средняя группа
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: познакомить с историей создания сюиты «Картинки с выставки»
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с новыми музыкальными произведениями
- сопоставлять характер музыкальных образов и самостоятельно высказываться о них
- обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки
Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, память, воображение
- развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Воспитывающие:
- воспитывать любовь детей к музыке
- художественный вкус и основы музыкальной культуры
Ход концерта:
Музыкальный руководитель. Сегодня в музыкальной гостиной мы продолжим знакомство с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского
Слайд 1-5
Он жил в городе Петербурге 100 лет назад. Мусоргский очень любил музыку и охотно сочинял собственную. Он слушал сказки, которые ему рассказывала няня, и пытался передать в музыке то, что слышал. Ему было тогда всего 5 лет.
А когда Модест вырос, то стал композитором.
И вот однажды, когда Мусоргский был уже довольно известным композитором, он пошёл на выставку картин (звучит тема прогулки).
Слайд 6- 8
Картины на выставке были замечательные и так тронули композитора, ион захотел, чтобы о них узнали все люди. И поэтому М. Мусоргский описал картины с помощью звуков. Получились музыкальные «картинки с выставки». Причём отдельные музыкальные картинки М. Мусоргский соединял темой прогулки, которая описывает то, как зритель прогуливается от одной картины к другой (звучит тема прогулки).
А теперь я приглашаю вас на музыкальную прогулку по этой выставке. Вы услышите музыку и попробуете нарисовать образно свои картины, так, как вы их себе представляете.
Слайд 9-12
Вот «Баба Яга» и «Гном». Оба они – сказочные герои, но между ними есть разница. Баба Яга – персонаж русских сказок, а Гном – иностранных (французских, немецких).
М Мусоргский был композитором, поэтому он «рисовал» героев при помощи звуков.
Теперь вы послушаете музыку и отгадаете про кого она.
Звучит «Баба Яга»
Слайд 13-15
-Какая она по характеру?
-Какое у неё настроение?
-Что она делает? Где живёт?
- Как она выглядит? Во что одета?
Эта картина называется также «Избушка на курьих ножках». Художник изобразил на картине часы в виде избушки на курьих ножках, а самой Бабы Яги на картине не было.
Звучит «Балет невылупившихся птенцов»
Слайд 16-18
-Расскажите, ребята, какую картину вам рисует музыка, что вы слышите?
(Дети фантазируют, рассказывают, что слышат как маленькие птенчики стучат носиками по скорлупке яичка, потом они появляются на свет. Птенчики маленькие, жёлтенькие, неуклюжие, они смешно прыгают на своих тоненьких неокрепших ножках)
-Ребята, а почему композитор назвал свою пьесу балет? Что такое балет?
(Дети отвечают, что балет это большой танцевальный жанр музыки, а Мусоргский в своей музыке сравнивает птенцов с балеринами, которые также легко на носочках прыгают.)
Звучит «Гном». Вопросы те же, что и к произведению «Баба Яга»
-Какая она по характеру?
-Какое у неё настроение?
-Что он делает? Где живёт?
- Как он выглядит? Во что одет?
Слайд 19
Сегодня мы познакомились с музыкальными произведениями: «Гном» «Избушка на курьих ножках» «Балет невылупившихся птенцов». Сейчас вы прослушаете фрагмент из музыки и выберите картину с соответствующим рисунком.
В следующий раз мы продолжим знакомство с другими музыкальными произведениями из сюиты «Картинки с выставки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_v_muzyke._kartinki_s_vystavki.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект
«Сказка в музыке»
Выполнил: Музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Направленность: Формирование основ музыкальной и художественной культуры, через знакомство детей с творчеством композитора М.П.Мусоргского
Предпосылки: знакомство детей с классической музыкой
Проблема: дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она не звучит.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
Продолжительность: март
Актуальность: Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания. Дети очень чутко реагируют на детские произведения композиторов – классиков - музыка яркая, доступная, понятная для восприятия детьми 5-6 лет.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатель группы, родители детей.
По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке через знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством М.П.Мусоргского.
- формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства.
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;
Развивающие:
- развивать воображение и ассоциативное мышление
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом
- развивать эмоциональную сферу ребенка
Воспитательные:
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
Формы совместной деятельности с детьми:
- ООД «Знакомство с творчеством М.Мусоргского»
- Просмотр мультипликационных фильмов:
«Картинки с выставки», Союзмультфильм, 1984 г.;
«Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977;
- Чтение художественной литературы: С.Хромых «Избушка на курьих ножках»; Т.Минченко «Листопадный гном»;
- организация продуктивной деятельности детей на тему «Картинки с выставки»
Ожидаемый результат:
- знакомство с творчеством М.П.Мусоргского
- обогащение представлений о классической музыке
- развитие музыкально- познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности
- повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию
- приобщение родителей к жизни и интересам детей
Материальная база: иллюстрации с изображением картин с выставки; портреты композитора М.П.Мусоргского, художника В.Гартмана; музыкальные записи со звучанием музыкальных пьес: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов»; техническое оснащение, музыкальный зал, детские музыкальные инструменты,
План-график мероприятий в рамках организации проекта «Сказка в музыке»
1 этап. Подготовительный
Цель: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы.
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
10.03-10.03 11.03-13.03 13.03-18.03 | М.П.Мусоргский «Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста» Цель: ориентация родителей на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье «Картинки с выставки» Цель: создать наглядное и музыкальное обеспечение проекта | Интернет-ресурсы Организация консультации для родителей (Приложение №1) Интернет-ресурсы Презентация сюиты «Картинки с выставки» | Сбор информации о жизни и творчестве композитора; истории создания сюиты «Картинки с выставки» Папка-передвижка в группе Подбор иллюстративного и музыкального материала М.Мусоргского, В.Гартмана: -«Гном» -«Избушка на курьих ножках» -«Балет невылупившихся птенцов»; презентации. |
2 этап. Основной
Цель: расширение знаний детей о классической музыке, о великом русском композиторе М.П.Мусоргском, об истории создания сюиты «Картинки с выставки»
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
10.03-13.03 16.03-20.03 17.03 17.03-20.03 24.03 | «Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского» Цель: познакомить с композитором и его творчеством Концерт «Картинки с выставки» М.Мусоргского Цель: познакомить с историей создания и музыкальными произведениями из сюиты «Картинки с выставки» - С.Хромых «Избушка на курьих ножках»; -Т.Минченко «Листопадный гном» Цель: сопоставить характеры художественных образов с музыкальными «Картинки с выставки», Союзмультфильм, 1984 г.; «Самый маленький гном». Союзмультфильм, 1977; «Мой любимый образ» Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности при рисовании музыкальных образов | ООД (Приложение №2) Досуг «Музыкальная гостиная» (Приложение №3) Художественная литература ИКТ Творческая мастерская | Составить конспект ООД Составить сценарий досуга. Слушание музыкальных произведений; беседа о характере музыки, музыкального образа Чтение художественной литературы, беседы по прочитанному Просмотр мультипликационных фильмов Организация продуктивной деятельности детей |
3 этап. Заключительный
Цель: обобщение опыта работы
Сроки | Тема, цель | Средства реализации | Способы |
24.03-31.03 | «Сказка в музыке» | Выставка детских работ (Приложение №4) | Организация выставки детских рисунков |
Итог проекта «Сказка в музыке»
В результате реализации проекта было выявлено, что дети более увлечено слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки. Их образная речь, активный словарь пополнились новыми словами. Дети различают на слух и дают названия музыкальным произведениям; передают словами возникший образ от прослушанных произведений, отражают свои впечатления в рисунке, движении.
Были в восторге от просмотра мультфильмов. С удовольствием передавали музыкальные образы в рисунке.
Список используемой литературы
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
- Радынова О.П. «Сказка в музыке»
- С.Хромых «Избушка на курьих ножках»
- Т.Минченко «Листопадный гном»
- musorgskiy-kartinki-s-vystavki.ppt
- «Маам.ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
-«Мир знаний» http://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka
Приложение №1
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Консультация для родителей на тему:
«Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста»
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: ориентация родителей на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.
Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.
Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».
Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.
Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.
Приложение №2
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: Музыкальная деятельность
Тема: «Знакомство с композитором М.П.Мусоргским и его творчеством»
Возрастная группа: средняя группа
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: познакомить с композитором и его творчеством
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с творчеством композитора М.П. Мусоргского
- обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки
- способствовать овладению детьми музыкальными терминами: «композитор», «оркестр», «темп», «регистр»
Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, память, воображение
- развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Воспитывающие:
- воспитывать любовь детей к музыке
- художественный вкус и основы музыкальной культуры
Оборудование: портрет композитора, иллюстрация картины «Избушка Бабы-Яги», аудиозаписи, музыкальный центр, «ковер-самолет», маска Бабы-Яги
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы про Бабу-Ягу, беседы о прочитанном, разучивание песен, игр.
Репертуар:
- Валеологические распевки «Здравствуйте» «До свидания»
- «Прогулка» М.Мусоргский
- «Избушка на курьих ножках « М.Мусоргский
- «Песня друзей» В.Герчик, Я.Акима
- «Озорная полька» М.Бикбовой
- музыкальная игра «Бабка-Ежка»
- стихи А.Тиная « Баба-Яга»
Ход занятия
Валеологическая распевка «Здравствуйте»
«Прогулка» М.Мусоргского
М.р. Мы шли, шли и в сказочный мир музыки пришли.
Любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Молодцы, много знаете! А ведь сказки бывают и музыкальные. А как вы думаете, кто может написать музыкальную сказку? (Ответы детей.)
Правильно, ребята, это композитор. Сегодня я предлагаю вам послушать новое произведение композитора, которого звали Модест Петрович Мусоргский. (Показывает портрет.)
Модест Петрович Мусоргский родился в России. С ранних лет мама учила мальчика играть на фортепиано. Он любил природу, а вечерами с удовольствием слушал сказки, которые рассказывала ему няня. Прошло время, Модест вырос и стал великим музыкантом, композитором.
Сегодня мы послушаем одну очень интересную фантастическую пьесу. Отгадайте мою загадку и сами узнаете, о ком эта пьеса:
Среди леса на опушке
Стоит старая избушка,
А в избушке той — старушка,
Горбатая, носатая
Колдует над котлом,
А черный кот усатый
Играется с клубком.
Что же эта за избушка?
Как зовут эту старушку? (Ответы детей.)
М.р. Молодцы, правильно отгадали, музыкальная пьеса так и называется «Избушка на курьих ножках» (или «Баба Яга»). А как была написана эта пьеса, я вам сейчас расскажу.
Однажды М.П. Мусоргский побывал на выставке своего друга-художника. Там он увидел много интересных картин, а среди них рисунок часов «Избушка на курьих ножках» (показ иллюстрации). Композитор вспомнил нянюшкины сказки о Бабе Яге, о волшебстве и написал музыкальную пьесу «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга».
Ну, что ж, ребята, пришло время отправиться нам в путешествие и послушать эту пьесу. Так как путь туда долгий, полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее.
Полетели, полетели,
В лес дремучий прилетели.
В том лесу стоит избушка на курьих ножках,
А в той избушке живет Баба Яга. (Под инструментальное сопровождение исполняется балетная зарисовка.)
І часть.
Живет Баба Яга, поживает
Да горя в своем лесу не знает.
С вечера до бела света на метле она летает,
Да за всеми в лесу наблюдает.
Чувствует она себя хозяйкой в лесу,
Никого не боится, никого не стыдится.
ІІ часть.
А иногда она по лесу не летает,
Затаится и, видно, что-то замышляет.
А волшебный ночной лес, полный звуков, шорохов,
Наблюдает за ней.
III часть.
Задумав какую-то пакость,
Она начинает летать.
М.р. Ребята, а теперь вернемся в музыкальную гостиную, там и продолжим знакомство с новым произведением. Вам оно понравилось? Помните, как оно называется? (Ответы детей.) Кто ее исполняет? (Ответы детей) Какая музыка по характеру? (Сердитая, грозная, сказочная, фантастическая.) В каком регистре звучит?
М.р. Все ли время звучит музыка одного характера? (Нет, сначала грозная, громкая, потом тихая, а потом опять грозная.)
М.р. Давайте еще раз внимательно послушаем музыку. (Повторно слушают произведение.) На какую часть похожа третья часть. (Ответы детей.)
Сколько частей в этом произведении? Какой музыкальный инструмент звучит? Давайте пофантазируем и с помощью мимики, выражения лица, глаз покажем безжалостную Бабу Ягу (Показ.)
Если бы вы рисовали избушку на курьих ножках и Бабу Ягу, какие бы вы использовали краски?(Ответы детей.)
Как вы думаете почему она такая злая (Ответы детей) Может попробовать ее развеселить? Предлагаю станцевать танец « песенку « споем? Зовите всех в игру «Бабка-Ежка» играть. Никого не поймала Баба-Яга, улетел снова в лес она. А нам снова в детский сад возвращаться пора. С каким замечательным музыкальным произведением мы с вами познакомились? (Ответы детей). Сколько сказочного и необычного принесла нам музыка М.П. Мусоргского.
Валеологическая распевка «До свидания»
Приложение №3
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад №11 Выборгского района
Сценарий досуга
Концерт «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: Музыкальная деятельность
Возрастная группа: Средняя группа
Выполнил: музыкальный руководитель
Кошелева Е.О.
2020 г
Цель: познакомить с историей создания сюиты «Картинки с выставки»
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с новыми музыкальными произведениями
- сопоставлять характер музыкальных образов и самостоятельно высказываться о них
- обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки
Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, память, воображение
- развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности
Воспитывающие:
- воспитывать любовь детей к музыке
- художественный вкус и основы музыкальной культуры
Ход концерта:
Музыкальный руководитель. Сегодня в музыкальной гостиной мы продолжим знакомство с музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского
Слайд 1-5
Он жил в городе Петербурге 100 лет назад. Мусоргский очень любил музыку и охотно сочинял собственную. Он слушал сказки, которые ему рассказывала няня, и пытался передать в музыке то, что слышал. Ему было тогда всего 5 лет.
А когда Модест вырос, то стал композитором.
И вот однажды, когда Мусоргский был уже довольно известным композитором, он пошёл на выставку картин (звучит тема прогулки).
Слайд 6- 8
Картины на выставке были замечательные и так тронули композитора, ион захотел, чтобы о них узнали все люди. И поэтому М. Мусоргский описал картины с помощью звуков. Получились музыкальные «картинки с выставки». Причём отдельные музыкальные картинки М. Мусоргский соединял темой прогулки, которая описывает то, как зритель прогуливается от одной картины к другой (звучит тема прогулки).
А теперь я приглашаю вас на музыкальную прогулку по этой выставке. Вы услышите музыку и попробуете нарисовать образно свои картины, так, как вы их себе представляете.
Слайд 9-12
Вот «Баба Яга» и «Гном». Оба они – сказочные герои, но между ними есть разница. Баба Яга – персонаж русских сказок, а Гном – иностранных (французских, немецких).
М Мусоргский был композитором, поэтому он «рисовал» героев при помощи звуков.
Теперь вы послушаете музыку и отгадаете про кого она.
Звучит «Баба Яга»
Слайд 13-15
-Какая она по характеру?
-Какое у неё настроение?
-Что она делает? Где живёт?
- Как она выглядит? Во что одета?
Эта картина называется также «Избушка на курьих ножках». Художник изобразил на картине часы в виде избушки на курьих ножках, а самой Бабы Яги на картине не было.
Звучит «Балет невылупившихся птенцов»
Слайд 16-18
-Расскажите, ребята, какую картину вам рисует музыка, что вы слышите?
(Дети фантазируют, рассказывают, что слышат как маленькие птенчики стучат носиками по скорлупке яичка, потом они появляются на свет. Птенчики маленькие, жёлтенькие, неуклюжие, они смешно прыгают на своих тоненьких неокрепших ножках)
-Ребята, а почему композитор назвал свою пьесу балет? Что такое балет?
(Дети отвечают, что балет это большой танцевальный жанр музыки, а Мусоргский в своей музыке сравнивает птенцов с балеринами, которые также легко на носочках прыгают.)
Звучит «Гном». Вопросы те же, что и к произведению «Баба Яга»
-Какая она по характеру?
-Какое у неё настроение?
-Что он делает? Где живёт?
- Как он выглядит? Во что одет?
Слайд 19
Сегодня мы познакомились с музыкальными произведениями: «Гном» «Избушка на курьих ножках» «Балет невылупившихся птенцов». Сейчас вы прослушаете фрагмент из музыки и выберите картину с соответствующим рисунком.
В следующий раз мы продолжим знакомство с другими музыкальными произведениями из сюиты «Картинки с выставки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе "Картинки с выставки".
Занятие-путешествие по картинной галерее по теме: "Осень"....
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе "Картинки с выставки".
Занятие-путешествие по картинной галерее по теме: "Осень"....
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...
Проект по изучению творчества М. П. Мусоргского по теме «Картинки с выставки: Баба Яга»
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по творчеству Мусоргского М.П. "Картинки с выставки: Баба Яга"....
Проект в старшей группе «Картинки с выставки»
Искусство есть главное достояние, накопленное человечеством, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало....
Проект «Картинки с выставки» по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского. для детей старшего возраста
Проект «Картинки с выставки» по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского.Участники проекта: музыкальный руководитель Тотрова Елена Леонидовна, воспитатель Сапрыкина Елен...
Проект «Картинки с выставки» по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского для детей старшего возраста
Проект «Картинки с выставки» по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского. Участники проекта: музыкальный руководитель Тотрова Елена Леонидовна, воспитатель Сапрыкина Елена Ник...