Статья «Роль музыкального руководителя детского сада в эмоциональном развитии детей»
консультация
Статья может быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального руководителя, его участия в эмоциональном развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Роль музыкального руководителя детского сада в эмоциональном развитии детей»
Подготовила: Барышникова Светлана Юрьевна
Тема: Статья быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального развития, его участия в эмоциональном развитии детей.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б.М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. [1] .Поэтому роль музыкального руководителя огромна. Его главная цель – это пробудить первичные музыкальные навыки и креативность, грамотно привести ребенка в мир музыки.
Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения:
- музыканта
- педагога
- организатора
- сценариста
- режиссера
- психолога
- логопеда.
И для этого необходимо любить свое дело, постоянно развиваться и быть жизнерадостным человеком.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [15].
В своей работе я с малых лет пытаюсь создать условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к различной музыке:
- классической
- фольклорной
- музыке разных народов
- современной
Формирую вокально-хоровые навыки и реализую творческие способности детей в театрализованной деятельности. Самое важное – дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, взаимосвязь. Главное, что я стараюсь вовлекать ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной и театрализованной деятельности, учитывая индивидуальные, возрастные и личные особенности каждого ребёнка. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. У детей тем самым формируются знания, умения и навыки, соответствующие каждому возрасту. Важно пробудить творческую активность и развить музыкальные способности ребёнка. Работая над развитием музыкальных и творческих способностей детей, необходимо изучать уровень их музыкальных особенностей во всех видах музыкальной деятельности, фиксировать и оценивать полученный результат. Для этого я анализирую, отслеживаю, сопоставляю результаты наблюдения и диагностики, это позволяет адаптивно корректировать процесс обучения и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.
«Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности». [9, 7с.]
Музыкальный руководитель с помощью музыкальных средств выразительности помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.
Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Благоприятное развитие психически здоровых детей в дошкольном образовательном учреждении по большей мере зависит от профессионализма и активности музыкального руководителя.
2. Успешное развитие музыкальных способностей у дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;
3. Предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует психическому, физическому и музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для гармоничной жизни, эмоционального здоровья и занятий музыкальной деятельностью.
Список литературы
- Л. А. Половинкина. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3. — С. 15-16
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
- Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
- А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»
- Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития»: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – с : нот.
- Т.Э.Тютюнникова «Музыка детства» Учебное пособие по элементарному музицированию и нач. муз. воспитанию для студентов пед. вузов, институтов повышения квалификации и педагогов-практиков. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019. – 80с.. илл.
- Т.Э.Тютюнникова «Под солнечным парусом или полет в другое измерение»: Учебно-методическое пособие для нач. муз. обучения. –СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
- Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Аничков мост, 2016. – 144с.
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»:(Программа для ритмической пластики для детей). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
- Д.Д. Шостакович «Рассказы о музыке»
- Лекция Татьяны Черниговской. "Мозг и музыка. Что общего?" (источник: https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ).
- Саранин В.П. «Музыка и здоровье» текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология» (источник: https://cyberleninka.ru/article/v/muzyka-i-zdorovie)
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доктор Айболит в гостях у детей» Сценарий семейного праздника 8 марта для детей средней группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель детского сада № 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170358-1356518620.jpg)
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-713515-1697341483.jpg)
Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае"
Авторское методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае" включает в себя методику, перспективный план, пошаговое обучение и результативность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1284280-1604086938.jpg)
Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-813115-1473271771.jpg)
Статья "О культуре здоровья в работе музыкального руководителя детского сада"
Из опыта работы. Немного мыслей о том, как важно не забывать об охране здоровья детей на музыкальных занятиях в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1539067-1729512001.jpg)
Консультация для воспитателей от музыкального руководителя детского сада "Фоновая музыка в жизни детского сада"
Данная консультация предназначена для воспитателей детского сада в помощь музыкальному руководителю,в которой говорится о фоновой музыки в течении дня ребенка....