Статья «Роль музыкального руководителя детского сада в эмоциональном развитии детей»
консультация

Барышникова Светлана Юрьевна

Статья  может быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального руководителя, его участия в эмоциональном развитии детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Статья «Роль музыкального руководителя детского сада  в эмоциональном  развитии детей»

Подготовила: Барышникова Светлана Юрьевна

Тема: Статья  быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального развития, его участия в эмоциональном развитии детей.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б.М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. [1] .Поэтому роль музыкального руководителя огромна. Его главная цель – это пробудить первичные музыкальные навыки и креативность, грамотно привести ребенка в мир музыки.

Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения:

  • музыканта
  • педагога
  • организатора
  • сценариста
  • режиссера
  • психолога
  • логопеда.

И для этого необходимо любить свое дело, постоянно развиваться и быть жизнерадостным человеком.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [15].

В своей работе я с малых лет пытаюсь создать условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к различной музыке:

  • классической
  • фольклорной
  • музыке разных народов
  • современной

Формирую вокально-хоровые навыки и реализую творческие способности детей в театрализованной деятельности. Самое важное – дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, взаимосвязь. Главное, что я стараюсь вовлекать ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов  музыкальной и театрализованной  деятельности, учитывая индивидуальные, возрастные и личные особенности каждого ребёнка. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. У детей тем самым формируются знания, умения и навыки, соответствующие каждому возрасту. Важно пробудить творческую активность и развить музыкальные способности ребёнка. Работая над развитием музыкальных и творческих способностей  детей, необходимо изучать уровень  их музыкальных особенностей во всех видах музыкальной деятельности, фиксировать и оценивать  полученный результат. Для этого я анализирую, отслеживаю, сопоставляю результаты наблюдения и диагностики, это позволяет адаптивно корректировать процесс обучения и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.

«Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности». [9, 7с.]

Музыкальный руководитель с помощью музыкальных средств выразительности  помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Благоприятное развитие психически здоровых детей в дошкольном образовательном учреждении по большей мере зависит от профессионализма и активности музыкального руководителя.

2. Успешное развитие музыкальных способностей у дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;

3. Предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует психическому, физическому и  музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для гармоничной жизни, эмоционального здоровья и занятий музыкальной деятельностью.

Список литературы

  1. Л. А. Половинкина. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3. — С. 15-16
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  3. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  4. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  5. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»
  6. Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития»: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – с : нот.
  7. Т.Э.Тютюнникова «Музыка детства» Учебное пособие по элементарному музицированию и нач. муз. воспитанию для студентов пед. вузов, институтов повышения квалификации и педагогов-практиков. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019. – 80с.. илл.
  8. Т.Э.Тютюнникова «Под солнечным парусом или полет в другое измерение»: Учебно-методическое пособие для нач. муз. обучения. –СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
  9. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Аничков мост, 2016. – 144с.
  10. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»:(Программа для ритмической пластики для детей). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  11. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
  12.   Д.Д. Шостакович «Рассказы о музыке»
  13.  Лекция Татьяны Черниговской. "Мозг и музыка. Что общего?" (источник: https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ).
  14.  Саранин В.П. «Музыка и здоровье» текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология» (источник: https://cyberleninka.ru/article/v/muzyka-i-zdorovie)
  15. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае"

Авторское методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае" включает в себя методику, перспективный план, пошаговое обучение и результативность....

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Статья "О культуре здоровья в работе музыкального руководителя детского сада"

Из опыта работы. Немного мыслей о том, как важно не забывать об охране здоровья детей на музыкальных занятиях в детском саду....

Консультация для воспитателей от музыкального руководителя детского сада "Фоновая музыка в жизни детского сада"

Данная консультация предназначена для воспитателей детского сада в помощь музыкальному руководителю,в которой говорится о фоновой музыки в течении дня ребенка....