Статья "Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной организации".
статья
Предварительный просмотр:
Ахмедова Луиза Вахаевна,
воспитатель МАДОУ г.Когалым
Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования разнообразных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации.
Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, которые были проведены Е.П. Арнаутовой, Г.Н. Годиной, В.П. Дубровой и другими авторами, позволили выявить ряд проблем, существующих во взаимодействии современной дошкольной образовательной организации с семьей, кроме того, разработаны содержательные и организационные аспекты проблемы взаимодействия детского сада и семьи. В ряде работ были представлены методические рекомендации для работников дошкольной образовательной организации по проведению работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
В качестве основных проблем взаимодействия семьи и ДОУ важно выделить следующие: недостаточный уровень коммуникативной компетентности воспитателей, отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях системы работы по взаимодействию педагогов и родителей, низкий уровень заинтересованности родителей, слабое использование педагогами современных компьютерных технологий. В связи с этим считаем важным изучение и внедрение в практику работы дошкольных образовательных организаций различных форм и методов организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Под взаимодействием будем понимать осуществление комплекса систематических, постоянных действий, целью которых является вызов соответствующей реакции со стороны других людей [2].
Под организацией взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников понимается процесс организованной совокупности направлений, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Данный процесс выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней [3].
На примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Березка» были рассмотрены особенности организации взаимодействия современной дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников.
На современном этапе в дошкольной образовательной организации сложилась эффективная система взаимодействия с семьями воспитанников. Важная роль взаимодействию педагогического коллектива и семьи дошкольников отмечается в группах детей старшего дошкольного возраста, так как данный этап является важным в плане подготовки детей к обучению в школе. Осуществляется совместная работа педагогов и родителей по формированию интеллектуальной, мотивационной готовности к школе. В связи с этим более подробно остановимся на организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в старшем дошкольном возрасте.
В подготовительной к школе группе в МАДОУ «Березка» основными направлениями работы с родителями являются: просветительское, информационное, досуговое.
Просветительское направление способствует педагогическому просвещению родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей старшего дошкольного возраста, сформировать у родителей практические навыки воспитания детей. По данному направлению в дошкольной образовательной организации было проведено родительское собрание на тему: «Скоро в школу» и несколько индивидуальных консультаций, общая тема которых была «Подготовка к школе в условиях семьи».
Информационное направление позволяет организовать общение педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и родителей, при этом осуществляется решение задач, направленных на ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации, способствуют правильной оценке деятельности воспитателей, пересмотру методов и приёмов семейного воспитания, более объективному видению деятельности педагогов.
Данное направление даёт возможность донести до семей воспитанников любую информацию в легкой и доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и их ответственности. В соответствии с данным направлением, в подготовительной к школе группе оформляются уголки для родителей, тематика которых затрагивает основные моменты подготовки к школе: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Развитие речи детей», «Ознакомление дошкольников с пространством и временем» и т.д. Кроме того, воспитателями периодически оформляются папки-передвижки по сезонным изменениям в природе, правилам дорожного движения, буклеты, в которых представлены игры и рекомендации родителям по речевому, познавательному, физическому, художественно-эстетическому развитию детей.
Сайт ДОУ, консультативный пункт ( старший воспитатель, логопед, психолог); семейный клуб «Первоклассные родители» ( по подготовке к школе).
Досуговое направление в дошкольной образовательной организации способствует установлению теплых доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, налаживанию эмоционального контакта между педагогами и семьями воспитанников, между родителями и детьми. Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным по организации. Данное направление реализуются через проведение праздников для дошкольников, в организации которых активное участие принимают родители, кроме того, широко используется проведение совместных праздников, так, к примеру, были проведены совместные праздники «8 марта», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Новый год» и др.
В процессе организации работы с родителями в подготовительной группе воспитателями используются разнообразные формы работы: проводятся коллективные родительские собрания, индивидуальные консультации, применяются наглядно-информационные формы, организуются праздники.
В условиях дошкольной образовательной организации используются разнообразные методы работы с родителями дошкольников. Широко используется метод активизации родителей. Данный метод направлен на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным жизненным опытом, желания семей воспитанников активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.
Таким образом, при анализе деятельности МАДОУ «Березка» было выявлено, что одним из направлений деятельности детского сада является организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В течение учебного года для организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников применяются такие формы работы, как коллективные родительские собрания, индивидуальные консультации, наглядно-информационные формы, праздники. Также в дошкольной образовательной организации активно используется метод активизации родителей, целью которого является формирование активной позиции родителей, актуализация их знаний.
Список использованной литературы
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. С. 264
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. М.: Управление ДОУ, №5. 2004. С. 18.
- Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образ...
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и потому, что все р...
Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях
Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»
laquo;Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»...
Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.
Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения, новые фо...
Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях
Презентация "Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях"...