«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»
статья
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования»
Козлова Е.В.
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги нашего ДОУ понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. В стандарте говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Семья и детский сад являются самыми значимыми институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их тесное взаимодействие, построенное на принципе сотрудничества. Наблюдения, анализ и данные анкетирования родителей показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей. Причиной этого являются личностные проблемы родителей: усталость, психическое и физическое перенапряжение, стремительный темп жизни, рост чувства одиночества в неполных семьях, отсутствие понимания, ухудшение состояния психического и физического здоровья детей. Анализ анкетирования показал также, что большинство современных родителей не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Мы рассматриваем родителей как социальных партнёров. А главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1. Формирование педагогической компетентности.
2. Формирование мобильности родительской общественности.
3. Формирование авторитетности родительской общественности.
Цель: создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей согласно требованиям ФГОС ДО.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Анализируя работу с родителями воспитанников, мы пришли к выводу, что добиться оптимальных результатов можно учитывая следующие принципы:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Этот принцип и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов ДОУ с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь нужно проявить человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, они считают себя компетентными в вопросах воспитания своих детей. И в данном случае позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
5. Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Важно ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Мы не сравниваем детей друг с другом, а показываем динамику развития каждого ребёнка.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед помогает педагогам нашего ДОУ профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать эффективные формы взаимодействия с семьей.
Ошибочно думать, что критерий работы с родителями – это большое количество мероприятий. Мы считаем, что каждое мероприятие должно быть хорошо продуманным и подготовленным, чтобы принести пользу, как для родителей, так и для педагогов. Поэтому в годовом плане работы ДОУ есть раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников», где находят отражение формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников.
Свою работу с родителями мы выстраиваем по следующим этапам:
Наименование этапов работы | Цель, назначение использования | Формы проведения общения. |
Диагностический | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической помощи. | Проведение анкетирования родителей, индивидуальных бесед и опросов. |
Информационный | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей. |
Практический | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Установление теплых дружеских отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. | Совместные праздники, досуги, развлечения. Выставки творческих работ в содружестве воспитатель-воспитанник-родитель |
Наглядно-просветительский | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | Информационные проспекты. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки |
Особое место занимает проектная деятельность: родители с большим энтузиазмом участвуют в таких совместных проектах, как «Я исследователь», «Женщины России», «Мой прадед – участник Великой отечественной войны», «Мой родной посёлок».
Большой популярностью пользуются музыкально-спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», «День моды», «Вместе с мамочкой моей».
Мы предлагаем своим родителям поучаствовать в различных акциях: «Водитель, сохрани мне жизнь», «ПДД можно изучать грустно, а можно весело и вкусно», «Покормим птиц зимой». Традиционными стали такие праздники, как «Рождественские святки», Праздник бабушек и мам».
Мы устраиваем совместные выставки «Осень золотая», конкурсы на лучшую новогоднюю поделку, креативный букет; оформляем стенную газету «Вести из «Сказки», проводим кукольные спектакли.
Хорошо спланированная, целенаправленная работа с родителями приводит к тому, что они из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками в жизни своего ребёнка.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Источники:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
- Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
- Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей в рамках мастер-класса....
Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...
Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования.
В данной статье описаны формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС....