Сценарий родительского собрания "В мире детской литературы" (вторая младшая группа)
консультация (младшая группа)
Это тематическая встреча с родителями с элементами игрового практикума. Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей (актуализация знаний о значении книги в жизни ребенка).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания в младшей группе детского сада
Тема: «В мире детской литературы»
«Лиши человека воды, и он умрёт,
а лиши книги – он перестанет быть человеком»
Народная мудрость
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей (актуализация знаний о значении книги в жизни ребенка)
Задачи:
- расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
- стимулировать самообразование родителей;
- прививать навыки читательской культуры;
- познакомить с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений;
- наметить пути дальнейшей совместной работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Форма проведения: тематическая встреча с элементами игрового практикума.
Участники: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Методы активизации родителей:
- «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности;
- пополнение «родительской копилки» - буклеты, памятки;
- игровой практикум «В мире детской литературы»;
- наглядный метод – организация выставок.
Предварительная работа:
- Анкетирование детей и родителей, анализ анкет.
- Подбор книг для выставки.
- Подготовить памятки и рекомендации для родителей.
План собрания:
- Роль книги в жизни ребенка. Выступление учителя-логопеда. Итоги анкетирования.
- «Давайте поиграем…» - игровой практикум для родителей «В мире детской литературы».
- Подведение итогов собрания: рефлексия «Яблонька», оформление решения собрания.
Ход собрания
I. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру
«Подари приветствие соседу» (Создание эмоционального фона)
В нашей группе все друзья
Я, ты, он, она.
Обними соседа слева,
Обними соседа справа.
Погладь соседа слева,
Погладь соседа справа.
Пощипай соседа слева,
Пощипай соседа справа.
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа.
Все мы дружная семья
Я, ты, он, она
2 слайд
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей (актуализация знаний о значении книги в жизни ребенка)
План собрания :
1. Роль книги в жизни ребенка. Подведение итогов анкетирования.
2. «Давайте поиграем…» – игровой практикум для родителей «В мире детской литературы».
3. Подведение итогов собрания.
3 слайд:
Актуальность темы:
Нашу встречу хочу начать с народной мудрости: «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.
Мы живем в то время, когда книга, как источник знания, стремительно теряет свои позиции. Казалось бы, можно и вовсе теперь обойтись без книг. Развивающие мультфильмы и передачи, аудиокниги и интерактивные приложения на электронных носителях позволяют ребенку получить информацию в большом объеме.
Вот уже многие годы и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.
На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции развития детей:
- клиповое мышление: то есть короткое, вырабатываемое у ребёнка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, получаемых через короткие яркие образы, зачастую не связанные между собой. Сегодняшние дети, привыкшие к зрительному короткому материалу, не в состоянии понять достаточно продолжительную информацию, тем более без иллюстраций или видеоряда;
- низкий уровень восприятия текста на слух;
- низкий уровень речевой культуры, развития речи: дети не могут построить связный текст на определённую тему, а также получить исчерпывающую информацию из текстов разных типов, не могут отличать главную мысль от деталей, домысливать текст, ставить вопросы;
- опасность глобальной бездуховности, озлобленности, интеллектуальной беспомощности.
Если раньше казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?»
4 слайд
Давайте посмотрим, как относятся к чтению и книге ваши дети, и вы сами.
Итоги анкетирования
Анкетирование проводилось среди детей и родителей.
Дети
Было опрошено 22 ребенка.
Все любят читать книги, но у двоих детей дома нет книг. Читают детям в основном мамы, 8 детей ответили, что папы (3 детям только папы ), 7 детей- бабушки. У всех есть любимая книга: сказки, «Бармалей», «Щенячий патруль», «Азбука».
Родители
В анкетировании приняли участие 17 родителей.
У всех есть дома детская библиотека, преобладают сказки, стихи, у четверых опрошенных в библиотеке имеется и познавательная литература.
В основном, часто приобретают книги все опрошенные, ориентируясь при этом на возраст, и на иллюстрации.
Почти половина родителей редко читает книги дома. но те кто читает, обсуждают прочитанное.
Не все дети рассказывают о прочитанных произведениях в детском саду (5 родителей дали отрицательный ответ).
Все родители признают огромное значение детской литературы на развитие и воспитание ребенка.
5 слайд
Значение книги в жизни ребенка.
1. Совместное чтение - это процесс, когда мама (папа/бабушка/дедушка) принадлежат только ребенку. Попробуйте посмотреть на чтение книги глазами ребенка: вечно занятые родители наконец-то отвлекаются от всех своих хлопот, садятся рядом и начинают читать что-то интересное. Ребенок слушает родной спокойный голос, рассматривает красивые картинки, рисует в воображении сцены из книги. Он может задавать вопросы и делиться впечатлениями. В это момент важно только то, что вы вместе и вам интересно. Это настоящее, качественное и душевное общение между родителем и ребенком.
2. Чтение книги перед сном - очень хорошо успокаивает ребенка, настраивает на отдых. В то время, как просмотр мультфильмов, наоборот, возбуждает. Книжка перед сном - хороший ритуал.
3. Пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги. Развитие фантазии – это важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Чтение дарит совершенно особую, ни на что не похожую радость, которую можно назвать «театром в собственной голове».
4. Во время чтения книги взрослыми ребёнок учится слушать: долго, не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Формируется слуховая память, ребёнок начинает хорошо запоминать.
6 слайд
5. Чтение повышает интеллект. Чем больше вы читаете, тем больше вы знаете. Чтение огромный источник знаний, и с раннего детства расширяет наш словарный запас намного больше, чем просмотр телевизора или разговоры со сверстниками. Частое чтение книг влияет не только на пополнение багажа знаний, но и способствует улучшению работы мозга. Чтение для мозга – это примерно тоже, что регулярные нагрузки для сердечнососудистой системы. Регулярное чтение улучшает состояние клеток головного мозга и значительно улучшает память и внимание читающего.
С возрастом и это мозг стареет естественный физиологический процесс, тем не менее путём частого чтения книг вы можете надолго отодвинуть старость мозга.
Исследования показали, что среди читающего населения практически не встречается людей со старческим маразмом и расстройствами психики.
6. Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения, это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
Герои книг не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели.
7 слайд
Как привить ребенку любовь к чтению и книге?
Вот несколько основных правил, которые надо соблюдать, если вы хотите привить любовь ребенку к книге и чтению?
1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.
2. Окружайте ребёнка книгами.
Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.
3. Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.
4. Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Рассказанная сказка - каждый раз новое художественное произведение. Сказку можно и нужно читать крохе 4-5 раз. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.
5. Читайте с ребёнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.
6. Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.
В дошкольном возрасте задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребёнку войти в прекрасный мир книги – открыть для него то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.
8 слайд
II. «Давайте поиграем…»
Мы предлагаем вам окунуться в мир детской литературы, вспомнить персонажей сказок, стихов и немного поиграть.
Вы разделились на две команды, и уже, наверное, поняли из каких произведений эти предметы, персонажи: Мойдодыр и телефон. Верно, из сказок Корнея Чуковского. Этот детский писатель родился в 1882 году и произведения свои начал писать еще в 19 веке. Но ничего лучше для маленьких детей не написано. Мы по-прежнему выбираем для чтения своим малышам именно сказки Чуковского, и знаем их наизусть еще с детства.
1 конкурс – «Продолжи сказку»
Каждый член команды передает предмет и читает по памяти по 2 строчки из одноименного произведения Чуковского: «Телефон», «Мойдодыр».
2 Конкурс - «Кто здесь был и что забыл»
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1.Телефон («Телефон» К.Чуковского),
2.Самовар («Муха-Цокотуха» К. Чуковский),
3. Мыло(«Мойдодыр» К.Чуковский),
4. Мячик («Наша Таня» А. Барто)
5. Тарелка («Федорино горе» К.Чуковский)
6. Яблоко ( «Мешок яблок» В.Сутеев, или «Сказка о царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкин, или «Молодильные яблоки» русская народная. сказка)
3 конкурс – «Узнай писателя и назови его» (внимание на экран)
4 конкурс «Попурри по сказкам»
Умён, изворотлив
Усатый дружок.
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может
Без красных сапог,
Ну что, догадались, ребята?(Кот в сапогах).
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой. (Буратино)
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (По щучьему велению)
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)
- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)
- Об общежитии для зверей. («Теремок».)
- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)
- О деревянном мальчике. («Буратино».)
- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
5 конкурс «Продолжи произведение, назови автора»
Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
(Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?
С. Маршак)
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,…
(Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!» К. Чуковский)
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал.
Дело было вечером,
делать было нечего С.Михалков),
Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет
(Он бежит себе в волнах на поднятых парусах,
мимо острова крутого, мимо берега большого
А.С.Пушкин)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
(А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
в трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.) К Чуковский. «Тараканище»
Прекрасно играют наши команды и показывают замечательные знания о детской литературе и авторах книг. Но бывает так, что ребенок ни в какую не хочет читать, что делать в этом случае, как заинтересовать ребенка книгой? Конечно, поможет игра.
6 конкурс «Продолжи фразу»
Известно, что когда Корней Чуковский придумывал своего Айболита он написал более 40 вариантов известной фразы «И пришла к Айболиту….»
Я предлагаю вам угадать, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы и написать по 2 варианта к каждой строчке.
1) И пришла к Айболиту коза:
"У меня заболели … !"
2) И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … !"
3) Прилетела к нему сова:
"Ой, болит у меня … !"
4) И влетела к нему канарейка:
"У меня поцарапана … ".
5) Прилетела к нему куропатка:
"У меня, говорит, … ".
6) И приплёлся к нему утконос:
"У меня, говорит, …".
«Музыкальная пауза» по стихам Агнии Барто.
Многие детские литературные произведения положены на музыку, по ним сочиняются мюзиклы, музыкальные сказки. Можно использовать эти музыкальные произведения для знакомства с произведением на начальном этапе, чтобы заинтересовать ребенка. А после уже предложить почитать ему книгу.
7 конкурс «Собери пазл и покажи стоп-кадр сказки» («Теремок», «Репка»)
III. Подведение итогов игры «В мире детской литературы»
Рефлексия «собираем плоды»: на яблоньку- вешают яблочки:
зелёное, если встреча была непродуктивной;
жёлтое, если собрание было интересным, полезным;
красное, проводить как можно чаще собрание в нетрадиционной форме.
Решение собрания: Дорогие родители, мы предлагаем вам дома вместе с ребенком оформить книжку самоделку по прочитанному произведению. Книжки приносите в группу, а мы с ребятами будем их рассматривать и читать.
Эпилог
Если у ребёнка слёзы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Игрушки для детей » Младшая группа Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Родительское собраниеТема: «Игрушки для детей »Младшая группаВоспитатель Быченко Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Сценарий Родительское собрание в детском саду: «Коррупции - СТОП!»
Родительское собрание...
Сценарий родительского собрания в детском саду
Задачи:Установить партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями.Обеспечение психологического и эмоционального комфорта всех участниковСоздание эмоцион...
Родительское собрание по гендерному воспитанию в младшей группе «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА РАЗНЫХ МИРА»
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер»(от англ....
Сценарий родительского собрания в детском саду
Родительское собрание в детском саду проводится 4 раза в год и каждому педагогу хочется заинтересовать родителей, привлечь их в педагогический процесс. В соответствии с ФГОС дошкольного образова...
Конспект родительского собрания в детском саду. 2я младшая группа
Конспект родительского собрания Здоровьесбережение"...
Сценарий родительского собрания в детском саду во 2 младшей группе «Этот сложный возраст. Кризис трёх лет».
Сценарий родительского собрания в детском саду во 2 младшей группе «Этот сложный возраст. Кризис трёх лет»....