Информация по работе с родителями
консультация

Информация по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей.

Исследования показывают, что родители дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит их молодых людей до 30 лет, однако, 35-40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о психологических механизмов воздействия с людьми разного возраста помогает воспитателю предотвращать трудности взаимодействия.

Психологическая особенность поздней юности (возраст 18-25 лет) – осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества.

Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность на результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или, когда всякая ответственность снимается.

Еще одна проблема – удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувства обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученные от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагоприятно сказывается на родительской роли, которую выполняют молодые люди.

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25-30 лет) – установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Проблемы неполных семей могут быть связаны с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка, может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность – попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

Весь период взрослости это освоение экзистенциальных социальных ролей – роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включает» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать – это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается не при чем. Часто одна оговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задачи ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.

Особенности современной семьи.

Необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

  1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменились, а значит, развитие ребенка происходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то ест обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов.

По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушения у совсем маленьких детей – до 3х лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на его членов.

  1. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского инстинкта поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и исходящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей). Мама со «спящим» инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от своего ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Депривированное материнство реализуется в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок «не цветет» довольством, значит, матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше поддержки и т.д.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще все страдает в дисфункциональных семьях.

  1. Рост числа разводов. Современная семья нукленарная – это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Неклуарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а условия счастья, обретение личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-текстовой информации в работе с родителями.

Использование  наглядно-текстовой информации в работе с родителями (памятка)...

Информация для работы с родителями «Если в доме пожар»

Как вести себя в пожароопасных ситуациях....

Информация о работе с родителями по теме самообразования: «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста».

Информация о работе с родителями по теме самообразования: «Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста»....

Информация о работе с детьми и их родителями (описание форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Информация о работе с детьми и их родителями (описание форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)...

Информация о работе с родителями «Секреты успешной работы с родителями»

Информация о работе с родителями «Секреты успешной работы с родителями»...