ГРАФОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (подготовительная группа)

Кадыкова Оксана Викторовна

. Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук. Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotornaya_koordinatsiya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАФОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

Младший школьный и старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.

При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).

Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов.

Скоординированные и свободные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. И. П. Павлов: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук.

Чем большее число связей задействовано между клетками мозга, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Чем он меньше, образование таких связей проходит легче и быстрее. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Используя рисунки – трафареты на занятиях, дети проявляют интерес к копированию рисунков. Детям предоставляется возможность самостоятельно дорисовать свои рисунки. На своих занятиях использую методику М. Богданович и А. Зарина.

Рисунок – трафарет помещаем в файл или ламинируют. На таких листочках фломастеры на водной основе легко оставляют след, проводя по линии. Лист с рисунком- образцом можно располагать в разных положениях: на стене, ребенок копирует его стоя; на столе, ребенок копирует стоя или сидя.

При работе с трафаретами соблюдаем последовательность в работе.

  1. Восприятие рисунка, узнавание изображения, ассоциирование с реальными объектами (На что похоже), можно дополнительно разгадать загадку.
  2. Проведение указательным пальцем по контуру рисунка-трафарета для создания двигательного образа изображения.
  3. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца или двумя пальцами левой и правой руки в воздухе, чтобы почувствовать ритм движения, т.е. создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.
  4. Копирование рисунка-образца в разных положениях (сидя, стоя) с последующим обсуждением результатов деятельности.

Кроме копирования рисунка можно использовать и другие виды графических работ:

- штриховка или раскрашивание рисунка,

- дополнение своего рисунка новыми элементами,

- самостоятельное рисование рисунков по образцу,

- перевод изображения через копирку на бумагу, затем рисунок раскрашиваем или дорисовываем,

- создание картин из рисунков – образцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.

Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копи...

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, ...