Зачем ребенку нужна игра?
консультация
Предварительный просмотр:
«Зачем ребенку нужна игра?»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть?
Что дает игра ребенку?
Помните, во что играли вы в своем детстве?
Никто из родителей не сказал, что его ребенок не любит играть. Многие из родителей отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности.
К игре детей, родители относят:
-забавы, шалости;
-досуг, занятия лепкой;
-слушание книг, просмотры телепередач
Любимые игры детей, по мнению родителей – это:
-«школа», «детский сад»;
- «больница», «куклы», «война» и другие подвижные игры;
- Настольно-печатные, компьютерные.
Все же некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии ребенка.
Для ребенка игра – это способ самореализации, в игре он может стать
тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком…
Сюжетно – ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит
их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее
элементами являются:
- игровой замысел;
- разработка сценария (сюжета);
- игровые действия;
- выбор и распределение ролей.
Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами
придумывают в ней правила.
Игра – потребность детского организма, средство разностороннего восприятия воспитания ребенка.
- В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии
ребенка?
- Какое значение имеют в нравственном становлении личности те
роли, которые берет на себя ребенок?
- Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание
преобладает в них?
- В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игры?
В игре ребенок приобретает новые знания и уточняет уже имеющиеся:
- активизирует словарь;
- развивает любознательность, пытливость
А так же нравственные качества:
- волю, выдержку;
- умение уступать.
У него формируется начало коллективизма
Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт
человеческой деятельности.
В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный
настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение некоторых родителей.
На игры уходит много времен. Лучше пусть ребенок сидит у экрана
телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может
что-то сломать, порвать, испачкать, потом за ним убирай. А знания он и так
получит в детском саду.
Значение игры порой недооцениваются.
Исследования показали, что оперирование предметами-заменителями
поможет ребенку в дальнейшем усваивать дальнейшие символы, подготовит
его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение.
Вспомните, во что играет ваш ребенок, какие для этого используются
предметы?
Например: из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу»;
палочкой сделать укол; поднос использовать вместо руля.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее,
переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно
использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.
Например: обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор,
вашим больным нужен покой, им пора спать».
Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомиться с ней, размышляет
над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу
загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного
увлечения просмотром телевизионных программ, сидящим перед
компьютером.
Ребенку необходимы время и игровое пространство – это уголок,
столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой
материал.
В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста; содержанием которой
являются действия с предметами, и – ролевая игра дошкольника,
содержанием которой является общение.
Специалисты советуют обучать детей способам игрового отображения
действительности. У 3х летнего ребенка ярко выражена потребность в
духовном общении со взрослым и он нуждается в постоянном
подыгрывании.
- Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво;
- Побуждайте его действовать по определенному сюжету;
- Обращайте внимание на то, что он делает.
Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое вы
проявляете в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно у ребенка
развивается игровая деятельность.
Рекомендуем использовать ряд приемов:
- Поиграть вместе с ребенком его игрушками, воспроизведя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор».
- Ребенок наблюдает за мамой будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия.
- Произносим диалоги с воображаемым собеседником. Для этого используем стихотворения К.Чуковского «Телефон»
- Проводим игры имитационного характера (мишка, зайка), сделай ты.
- Обращаемся к ребенку через роль, просим «полечить», «продать» и т.д.
- Поощряем самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.
Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя
на место другого. Сюжетно – отобразительная игра не пустая забава, она
становиться основой для возникновения сюжетно – ролевой игры – ведущей
деятельности в дошкольном возрасте.
К четвертому году для ребенка становится интересным не только
отражение действительности, но и взаимодействие людей.
Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел.
Например: мама гладит белье или моет посуду, можно предложить
ребенку постирать кукле белье или носовые платочки и т.д.
- Создавать различные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедем на дачу», «Напои куклу чаем» и т.д.;
- Обращаем внимание на разговор персонажей;
- Свести к минимуму количество сюжетных игрушек;
- Действуем с воображаемыми предметами.
По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20 минут
в день.
С детьми 4-5 лет можно играть реже 1-2 раза в неделю.
Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить
с ребенком время.
Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре
со взрослыми.
Дети старшего дошкольного возраста могут играть: путешествия;
обыгрывать сюжеты понравившихся сказок, мультфильмов.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять
самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность
переживаний, веру в правду игры.
С детьми 5-6 лет используете косвенные методы:
- Наводящие вопросы;
- Совет;
- Подсказки;
- Введение дополнительных персонажей, ролей.
Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль.
Например, играя в магазины, можно спросить:
- Почему нет тех или иных продуктов;
- Как лучше упаковать товар;
- Как лучше распаковать товар;
- Какие открыть отделы;
- Как организовать доставку продуктов людям и т.д.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
Например: почитать с девочками произведения, где главной героиней
является представительница женского пола; побеседовать о ней; подчеркнуть
ее положительные качества. После игры побеседовать с дочкой о том, какой
была мама в игре – ласковой, заботливой, равнодушной, злой и т.д.
Мальчиков можно заинтересовать ролями: пожарный; пограничник;
спасатель; полицейский. Обратить внимание мальчиков на положительные
качества представителей этих профессий
Опирайтесь на художественные произведения, где дан образ
положительного героя, проявлению его храбрости, смелости
Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным
содержанием, т.к. переживания связанные с игрой, не проходят бесследно.
Можно переключить игру, придав ей положительное содержание.
Например: пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым. Если не удалось
переключить игру, то надо ее прекратить, объяснить ребенку, почему не
следует ее продолжать.
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций.
Ребенок очень любит, когда с ним играют взрослые.
НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЭТОЙ РАДОСТИ!
ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ И САМИ БЫЛИ ДЕТЬМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем ребенку нужна игра"
Родительское собрание....
Зачем ребенку нужны танцы
Эта небольшая консультация может быит полезна не только для музыкальных руководителей, но и для родителей...
Зачем ребенку нужна игра?
«Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менжерицкая К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и услови...
Консультация для родителей "Зачем ребенку нужны танцы?"
В консультации описывается, что представляет собой искусство танца, значение танцев для детского здоровья, формирования личности....
Зачем ребенку нужно рисовать?
Все дети любят рисовать. Некоторым нравится создавать просто яркие пятна на бумаге, кто-то пытается передать увиденные образы. Одни детки готовы рисовать часами, другие быстро теряют интер...
Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»
Формирование у родителей представлений о способах содержательного общения с ребенком....
Семинар для родителей «Зачем ребенку нужны родители, или что значит «растить ребенка?»
Формирование у родителей представлений о способах содержательного общения с ребенком....