Консультация для родителей. «Как научить ребёнка правильно произносить звуки»
консультация (средняя группа)

Панченко Людмила Ивановна

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:
 1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например:

 [C]: санки, весы, автобус;

[З.]: заяц, коза;

[Ц.]: цыпленок, огурец, курица;

 [Ш.]: шапка, мышки, камыши;

 [Ж]: жираф, лыжи;

[Щ.]: щетка, ящерица, плащ;

[Ч]: чайник, туча, мяч;

 [Л]: лопата, пила, дятел;

[Р.]: рыба, корова, шар. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

             «Как научить ребёнка правильно произносить звуки»

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус;

[З.]: заяц, коза;

[Ц.]: цыпленок, огурец, курица;

 [Ш.]: шапка, мышки, камыши;

 [Ж]: жираф, лыжи;

[Щ.]: щетка, ящерица, плащ;

[Ч]: чайник, туча, мяч;

 [Л]: лопата, пила, дятел;

[Р.]: рыба, корова, шар. 
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р. 
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. 
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них. 
- «Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка. 
- «Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий. 
- «Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт. 
- «Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью. 
- «Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба). 
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.

-  к, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты;

- с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку;

- ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с];

- ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»;

-  л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка;

- р.: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные. 
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются). 
Р. – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»;

 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;

3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка. 
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук! 
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШЕ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками. 
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения. 
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим. 
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д - дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука. 
Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или: 
Чики-чики-чикалочки, 
Медведь едет на палочке! 
Белка на тележке 
Щелкает орешки. 
Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука». 
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый. 
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи пятилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»;
Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.


Автор: Панченко Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?».

laquo;Как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?». Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрител...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка правильно дышать"

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию материал, который поможет вам немного разобраться в том, как ребёнок должен дышать правильно. Как с помощью простых игр и упражнений добиться нужного ре...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно произносить звук Р?"

Часто родители пытаются самостоятельно исправить неправильное произношение у ребенка. Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите т...

Как научить ребёнка правильно произносить звук [р].

Консультация для родителей  содержит теоретический и практический материал для родителей  по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста правильному произношению звука [р]....